Энциклопедия наркотиков
главная | а | б | в | г | д | з | и | к | л | м | н | о | п | р | с | т | ф | х | ц | ч | ш | э | наркомания | алкоголизм | курение | лечение | личности | закон  

Кондрашенко В.Т. Пьянство и алкоголизм у подростков:



Профилактика пьянства и раннего алкоголизма

Формирование трезвеннических установок

Одним из путей формирования трезвеннических установок у детей и подростков является система противоалкогольного воспитания в школе.

Этому вопросу сейчас придается государственное значение. В постановлении Совета Министров СССР «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения» (1985) Министерству просвещения СССР, Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию и Министерству высшего и среднего специального образования СССР указано на необходимость «предусмотреть вопросы анти-алкогольного воспитания в курсах общественно-политических, гуманитарных и естественных дисциплин, изучаемых в школах, профессионально-технических училищах, высших и средних специальных учебных заведениях».

Основу противоалкогольного воспитания и просвещения в школе составляют следующие принципы:

- противоалкогольное просвещение как целостная система противоалкогольного воспитания должно проводиться на протяжении всех лет обучения и направляться на формирование в сознании детей и подростков нетерпимого отношения к любым проявлениям пьянства и алкоголизма;
- программа противоалкогольного воспитания должна предусматривать постепенное, с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, раскрытие сторон отрицательного влияния алкоголя на здоровье человека и жизнь общества в целом;
- противоалкогольная работа в школах должна проводиться преимущественно силами учителей с приглашением для чтения отдельных лекций специалистов (медиков, юристов, социологов и др.);
- противоалкогольное просвещение должно распространяться и на родителей учащихся.

Разработанные на основе этих принципов Е.С. Скворцовой «Методические рекомендации противоалкогольного просвещения в школе» предусматривают в начальных классах антиалкогольные беседы (например, при прохождении темы «Охрана здоровья»), постановку опытов по действию алкоголя на растения и животных (на уроках природоведения). Начиная с 5 класса беседы и лекции уже могут носить целенаправленный характер и проводиться совместно с врачом, а в более старших классах - с работниками милиции, юристами. В 8-10 классах может быть рекомендована следующая примерная антиалкогольная тематика: «Алкоголь и здоровье», «Алкоголь и потомство», «Алкоголь и спорт - несовместимы», «Ущерб, наносимый алкоголем обществу», «Алкоголь и правонарушения», «О факторах, способствующих пьянству и алкоголизму среди подростков и юношей» и т. д. Кроме специальных лекций и бесед, необходимо проводить систематическое противоалкогольное воспитание во время предметного обучения.

Наряду с противоалкогольным воспитанием учащихся соответствующую просветительную работу необходимо проводить и с их родителями. Работа эта должна носить дифференцированный характер (для родителей младших, для родителей старших учеников). С этой целью, как показывает опыт, лучше всего использовать родительские собрания.

Не менее актуальной является проблема противоалкогольного воспитания учащихся профессионально-технических училищ, средних специальных учебных заведений, студентов, рабочей молодежи промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Накопившийся опыт свидетельствует о том, что противоалкогольная работа среди этого контингента молодежи, как ни в каких других социальных группах, должна носить комплексный и дифференцированный характер.

При планировании и проведении мероприятий по первичной профилактике пьянства и алкоголизма следует всегда помнить о том, что подростки очень наблюдательны, восприимчивы и склонны к подражательству. Формируясь, подросток копирует поведение взрослых, иногда делая это подсознательно. При этом предметом подражания чаще всего служат не декларативно-императивные утверждения о том, что «пьянствовать нельзя», а образ жизни, поступки, поведение взрослых людей. И если подростку говорят о высших моральных принципах, о необходимости быть честным и справедливым, вести трезвый образ жизни, а в повседневной жизни и во взаимоотношениях окружающих его взрослых людей он видит фальшь, безразличие, жестокость, тягу к стяжательству и пьянство, то «на веру» чаще всего берутся не слова, а дела окружающих подростка людей.

Ярким примером для подражания трезвому поведению во всех случаях жизни служит светлый образ В.И. Ленина. Вот несколько строк из воспоминаний о В.И. Ленине Александра Николаевича Емельянова, опубликованных журналом «Молодой коммунист» (1975, №4). В.И. Ленин скрывался у отца А.Н Емельянова в Разливе. Отец Александра Николаевича посоветовал Владимиру Ильичу закурить для дыма против комаров. «Нет, - возразил Ленин; - ради комаров привыкать к этой страстишке не стоит. Вредная страстишка. Мелкая, а вредная». И продолжал с лукавой иронией: «Так я прожил скучную жизнь, не курил, не пил вина... А интересную все-таки жизнь, как вы думаете?».

А вот эпизод, рассказанный финским социал-демократом Ю. Сиролой: «Накануне открытия Международного конгресса в Копенгагене в 1910 году мы случайно оказались соседями по столу в небольшом открытом ресторанчике на ужине, который датчане устраивали в честь приехавших гостей. Когда графин с водкой по кругу дошел до нас, я спросил Ленина: «Вы позволите себе перед обедом рюмочку?» Ленин деликатно отказался пить водку».

Старый большевик Малмаков, вспоминая о жизни Владимира Ильича в Шушенском, поведал, как Ленина однажды пригласили на праздник наречения новорожденного. Ленин с радостью пошел, но вежливо и в то же время категорически отказался пить опьяняющие напитки, заявив, что «рабочим и крестьянам нужна трезвость, если они хотят покончить с темнотой, невежеством, голодом, угнетением».

Интересные сведения опубликованы в книге писателя С. Антонова «Трудный день». Всем известно, что Ленин ездил на открытие электростанции в деревню Кашино, но не все знают, как повел себя Ильич, когда ему предложили хмельное. «Не хмельно ли?- обратился он к хозяйке. - В голове не закружит?» - и пояснил, что алкогольных напитков он не пьет, пусть уж на него не посетуют.

Совсем не пили хмельного и большинство соратников В.И. Ленина: Ф.Э. Дзержинский, Н.А. Семашко, М.И. Калинин, Я.М. Свердлов и др. Вспоминая о жизни мужа, К.Т. Свердлова писала: «Яков Михайлович совершенно не пил ни водки, ни вина, говоря, что искусственно подбадривать себя нужно лишь людям со скучной душой».

В.И. Ленин всегда был принципиальным противником пьянства и считал его несовместимым с коммунистической моралью.

В 1921 году, когда в бедной, но полной надежд Советской республике еще существовал сухой закон, В.И. Ленин, выступая на X Всероссийской конференции РКП(б), говорил: «...я думаю, что в отличие от капиталистических стран, которые пускают в ход такие вещи, как водку и прочий дурман, мы этого не допустим, потому что, как бы они ни были выгодны для торговли, но они поведут назад, к капитализму, а не вперед к коммунизму».



ВНИМАНИЕ!!! Вся информация предоставляется исключительно с образовательной целью.
Наркотики вызывают зависимость, вредят здоровью и угрожают жизни!

 © 2007-2020 Наркотики.SU
 ссылки статьи контакты реклама

Энциклопедия наркотиков
все о наркотиках и лечении наркомании

Rambler's Top100  
Free Web Hosting