Энциклопедия наркотиков
главная | а | б | в | г | д | з | и | к | л | м | н | о | п | р | с | т | ф | х | ц | ч | ш | э | наркомания | алкоголизм | курение | лечение | личности | закон  

Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология: руководство для врачей:



ВВЕДЕНИЕ

Несмотря на то, что в нашей стране, начиная с 60-х годов, в подростковой популяции распространилось злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими токсическими веществами, до настоящего времени не было издано ни одного руководства по подростковой наркологии. До последних лет даже отдельные статьи но частным вопросам в этой области были редкостью. Цензурные строгости не только сдерживали подобные публикации, Но и отбивали интерес к исследованиям.

Во второй половине 80-х годов, когда началась политика гласности, первоначально сложилась парадоксальная ситуация. Информация о наркоманиях и токсикоманиях у подростков бурным потоком хлынула в газеты, общественно-политические журналы, на телевидение и в радиопередачи. В то же время еще сохранились существенные ограничения на такого же содержания публикации в научной медицинской литературе. В итоге специалисты-наркологи и подростковые психиатры вынуждены были черпать необходимые данные о распространении злоупотреблений различными токсическими веществами, даже о картине интоксикаций, формировании наркоманий и токсикомании, их частоте и вероятных причинах не из профессиональных публикаций, а из источников массовой информации. Надо отдать должное активности и даже смелости некоторых журналистов, но недостаток наркологического профессионализма, а иногда и погоня за сенсационностью, умаляли значение этих сообщений. Мало того, «наркоманический бум» в средствах массовой информации оказал также определенный отрицательный эффект, способствуя пробуждению нездорового интереса к наркотикам и другим дурманящим средствам у части подростков. Хотя информированность в этой области большинства подростковой популяции довольно высока и нередко превышает знания воспитателей и даже врачей, однако многочисленные выступления средств массовой информации могли способствовать актуализации этих знаний, нагнетанию атмосферы, Эпидемия подростковых наркоманий в США и других западных странах началась еще в конце 50-х -начале 60-х годов, т. е. раньше, чем в нашей стране. Подытоживая большой зарубежный и собственный опыт изучения наркоманий и токсикомании у подростков В. С. Битенский, Б. Г. Херсонский, С.В. Дворяк и В.А. Глушков (1989) отметили следующие возрастные особенности:

1) эпизодическое злоупотребление без зависимости преобладает над сформировавшимися наркоманиями и токсикоманиями;
2) происходит постепенное омоложение контингента злоупотребляющих - от 17-18 к 12-13 годам;
3) используемые для злоупотребления средства весьма разнообразны, «мода» на них бывает преходящей;
4) распространены самодельные препараты, нередко отличающиеся высокой токсичностью;
5) подростки склонны последовательно или попеременно испробовать на себе действие многих веществ;
6) злоупотребление становится следствием социально-психологических воздействий на подростков, особенно при неблагоприятном биологическом фоне (отягощенная алкоголизмом наследственность, аномалии характера и др.).

Долгие годы в центре внимания исследований в области подростковой наркологии оставалась проблема раннего (подросткового, юношеского) алкоголизма. Обсуждалась проблема особой злокачественности подросткового алкоголизма, поставленная К. Demme (1891) еще в конце XIX столетия. В ряде публикаций утверждалось катастрофически быстрое формирование алкогольной болезни у подростков. Это приписывалось незрелости организма в этом возрасте или присущим ему нейроэндокринным сдвигам. Другие исследователи отмечали, что злокачественное течение алкоголизма вовсе не является .обязательным. Указывалось на существование дополнительных факторов, которые способствуют быстрому формированию алкоголизма у подростков. Среди них назывались перенесенные черепно-мозговые травмы, органические психопатии, конституциональные психопатии, притом эпилептоидная в особенности, акцентуация характера того же типа. Но эти же факторы, как известно, способствуют неблагоприятному течению алкоголизма и у взрослых. Обращалось внимание на трудности лечения раннего алкоголизма. Аверсивная условнорефлекторная реакция на алкоголь (рвота на его вид и вкус), хотя обычно легко образуется, но и быстро же угасает. Сенсибилизирующая терапия (препараты типа «антабус») малоэффективна из-за обычного для подростков отказа от поддерживающего лечения. Не менее, а может быть и гораздо более, актуальной оказалась проблема злоупотребления алкоголем среди подростков, когда у них нет признаков алкогольной болезни - отсутствует психическая и физическая зависимость. Злоупотребление алкоголем тесно сопряжено с социальной дезадаптацией подростков, нередко предшествует ей или усугубляет ее. Эта проблема оказалась на стыке наркологических, медико-психологических и социопсихологических исследований, включала изучение мотивации злоупотребления, способствующих ему социальных психологических и биологических факторов, выявление групп высокого риска.

Со второй половины 60-х годон в нашей стране, наряду со злоупотреблением алкоголем, среди подростков стали распространяться наркотики и другие токсические вещества. В отличие от ранней алкоголизации, с которой можно было встретиться повсеместно, злоупотребление иными дурманящими средствами приобрело региональный характер, и более отчетливо выступили возрастные особенности в пределах самого подросткового периода. До 80-х годов сохранялись регионы, где подростки злоупотребляли только алкоголем. Иные токсические средства появились как веяния преходящей «моды» в крупных городах, в морских портах, на курортах и в местах, которые постоянно посещали туристы. Дело было вовсе не в том, что взрослые (например, иностранные туристы или моряки) соблазняли подростков или снабжали их дурманящими средствами, а, видимо, в том, что именно эти регионы раньше других утратили патриархальные традиции прошлого и именно сюда прежде всего проникали отрицательные поведенческие модели западного образа жизни, становясь образцами для подражания у подростков.

В 80-х годах злоупотребление различными токсическими яеществами стало встречаться повсюду. Региональные особенности обрисовались в отношении предпочитаемых средств. В Средней Азии, Казахстане, на Кавказе, на юге Украины, на Дальнем Востоке - в местностях, где много дикорастущего мака и конопли - одно из первых мест заняли курение гашиша и самодельные препараты опия, в том числе для внутривенных вливаний. Гашиш нередко транспортировался в крупные северные города солдатами, призванными из южных регионов, учащимися профессионально-технических училищ, приехавшими из тех же областей. Ингалянты чаще встречались на севере и в средней полосе нашей страны, особенно в городах. В Прибалтике, где население традиционно предпочитало в качестве повседневного напитка кофе, а не чай, одно время подростки стали злоупотреблять большими дозами крепкого кофе, которое поглощали в виде киселеобразной массы. В то же время чифир (очень крепкий отвар чая) в местах традиционного потребления населением чая почему-то оказался для подростков непривлекательным. На Крайнем Севере, где среди взрослых раньше встречалась барбитуромания, в подростковой популяции проявилась склонность к злоупотреблению транквилизаторами. Она оказалась приуроченной к смене зимней круглосуточной ночи светлой весной.

Возрастные особенности злоупотреблений свелись, прежде всего, к тому, что ингалянты явно предпочитались в младшем и среднем подростковом возрасте (12-15 лет), в то время как внутривенные вливания опиатов и других средств обычно использовали старшие подростки (16-17 лет). Злоупотребление ингалянтами нередко с годами забрасывали и начинали алкоголизироваться. При этом алкоголизм у них развивался злокачественно - причиной служил психоорганический синдром, формирующийся как следствие длительного злоупотребления ингалянтами.

Значительные трудности возникли как в деле лечения сформировавшихся наркоманий и токсикомании у подростков, так и в разработке и осуществлении профилактических мер. Эффективность лечения наркоманий, по данным многих исследователей, всегда была низкой. Рецидивы наступали в большом проценте случаен в течение первого же года, даже тогда, когда наркоманы изъявляли желание лечиться. При наркоманиях у подростков эффективность оказалась еще более низкой. Для большинства из них лечение фактически оказывалось принудительным. Подростки рассматривали госпитализацию и терапию как форму наказания. Согласие на лечение они давали вовсе не из желания порвать с наркотиками, а для того, чтобы выпутаться из неприятной ситуации, укрыться от грозящих наказаний или от преследователей. В таких случаях к наркотизации могли возвращаться сразу же после выписки из стационара. Никаких специальных лекарственных средств, подавляющих влечение к наркотикам и устраняющих зависимость, как известно, пока не существует, да и вряд ли можно будет найти панацею от всех наркотиков и токсических веществ. Если же будет разработано средство от одного из них, например блокирующее его действие, то всегда останется высокий риск смены одного вида наркоманий и токсикомании на другой. Поэтому возлагаются надежды на психотерапию как на наиболее действенный метод. Однако психотерапия бывает эффективной при наличии желания излечиться. Этим объясняются публикуемые иногда результаты высокой эффективности какого-либо психотерапевтического метода. Данные эти получают на выборочном контингенте людей, пожелавших избавиться от пагубного пристрастия. К тому же далеко не всегда успехи психотерапии среди лечившихся по своему желанию проверены отдаленными катамнезами.

Психотерапия при наркоманиях и токсикоманиях у подростков, прежде всего, ставит целью пробудить желание лечиться. Преодолевать приходится не только анозогнозию, но даже при осознанном пристрастии нежелание от него избавиться. Индивидуальной психотерапией достичъ этой цели удается далеко не всегда. Группа сверстников способна оказать сильное влияние на подростка, но групповая психотерапия бывает чревата осложнениями. Группа, созданная как психотерапевтическая, из подростков с наркоманиями и токсикоманиям и способна быстро превратиться 8 типичную группу наркоманов. В группе не злоупотребляющих дурманящими средствами подросток-наркоман или токсикоман может послужить источником неблагоприятной информации, соблазнять и подталкивать к злоупотреблению других. В подростковом возрасте особенно актуальными являются не сформировавшийся ранний алкоголизм, не наркомании и токсикомании, а злоупотребление алкоголем, наркотиками и иными токсическими веществами, когда зависимость от них еще отсутствует. В последние годы это получило название «аддиктивного поведения». Данный термин постепенно находит все большее признание и в наркологической, и в психологической литературе. Его преимущество в том, что он хорошо отражает присущую подростковому возрасту характерную черту, иногда называемую «первичным», «изначальным», «поисковым» подростковым поли на р кот из мо м. Суть этой черты состоит в том, что многие подростки склонны испробовать на себе действие самых различных средств: от алкоголя и ингалянтов до курения гашиша и приема галлюциногенов. Только внутривенные вливания поначалу иногда настораживают подростков, но для некоторых и эта настороженность не оказывается достаточной преградой.

Аддиктивное поведение, т.е. злоупотребление без зависимости, обычно не требует лекарственного лечения, за исключением случаев тяжелой острой интоксикации, Коррекция аддиктивного поведения может достигаться мерами социопсихологическими.

Рациональная психологическая коррекция должна строиться на основании изучения мотивации аддиктивного поведения и факторов, этому поведению способствующих. Без знания мотивации и содействующих факторов наиболее известный метод профилактики - санитарное просвещение может оказаться недейственным.

Например, санитарное просвещение традиционно ставит своей целью раскрыть тот вред для здоровья, который способны нанести алкоголь и другие токсические средства. Но при этом не учитывается свойственное некоторым современным подросткам падение субъективной иены собственного здоровья.

Санитарное просвещение подростковой популяции также сопряжено с определенными трудностями и чревато осложнениями. Лекции, беседы, брошюры непривлекательны для подростков, а включение обязательных занятий в программу обучения способно провоцировать реакцию протеста и тем самым обесценивать преподносимые знания. Более действенна яркая наглядная информация, передаваемая по телевидению, вставленная в специальные молодежные передачи, интересные для подростков. Однако пьянство среди взрослых, особенно среди близких и знакомых, служит мощным противодействием санитарному просвещению. У подростков создается впечатление, что все, что рассказывается о вреде алкоголя, сильно преувеличено, что, если захочешь, всегда можно бросить выпивки, и т.п. Только в семьях, где уже имеются деградированные алкоголики, у их детей в подростковом возрасте может стойко удерживаться отрицательное отношение к спиртным напиткам. Здесь действует реакция отрицательной имитации - стремление строить свое поведение как противоположное тому образу, который являет кто-либо из родителей. Проведенные психологические исследования отчетливо указывают на то, что от младшего к старшему подростковому возрасту значительно снижается процент подростков с отрицательным отношением к алкоголю. Попытка ввести в учебных заведениях специальные «антиалкогольные курсы», «программы» неспособна существенным образом повлиять на эту тенденцию. Еще большие трудности, чем антиалкогольное санитарное просвещение, представляет психопрофилактика, направленная на предупреждение наркоманий и токсикомании. С одной стороны, среди подростков, качавших злоупотребление наркотиками или другими дурманящими веществами, сведения об их вреде для здоровья, о возможности пристраститься к ним могут быть крайне недостаточными, неверными или вовсе отсутствовать. С другой стороны, значительная часть подростков может вообще не знать о существовании некоторых дурманящих средств, В этом случае с благой целью поданная последним информация об опасности злоупотребления может пробудить у части подростков соблазн испытать их действие на самом себе,

Таким образом, антинаркоманическая и антитоксикоманическая пропаганда не может строиться так же, как антиалкогольная, привлечением средств массовой информации, недифференцированно адресоваться ко всей подростковой популяции вообще. Объектом психопрофилактики здесь должны стать выборочные контингенты людей высокого риска. Иначе она может принести не столько пользы, сколько вреда. Методы выявления контингентов высокого риска еще разрабатываются. В основу их кладутся как социальные, так и психологические критерии.

Все упомянутые трудности н сложности, преодоление которых требует особых знаний и навыков, побудили к выделению новой субспециальности - подростковой наркологии. Подростковый нарколог соединяет воедино практический опыт и теоретические знания наркологии и подростковой психиатрии. В самом предмете подростковой наркологии имеются области, с которыми почти не приходится сталкиваться наркологу, лечащему взрослых. Примером могут послужить ингалянты - злоупотребление ими и формирующиеся токсикомании. Кроме того, подростковая наркология тесно соприкасается с проблемами возрастной и социальной психологии, педагогики, криминалистики и права.

До настоящего времени по подростковой наркологии в нашей стране издавались лишь отдельные монографии, обобщающие личный опыт их авторов в определенной области, дополненный литературным обзором. Можно упомянуть книги Б.С. Братуся и П.И. Сидорова (1984) о раннем алкоголизме и В.С. Битенского и соавт. (1989) о наркоманиях у подростков.

Настоящее руководство является первой попыткой в нашей стране дать систематическое изложение предмета, которое послужило бы специальным пособием в руках врачей подростковых кабинетов наркологических и психоневрологических диспансеров, подростковых отделений наркологических и психиатрических стационаров к полустационаров, а также лечебно-воспитательных профилакториев.

Необходимость в подобном руководстве очевидна - без него невозможна хорошая профессиональная подготовка подростковых наркологов. На Всесоюзном семинаре по проблемам подростковой наркологии в 1988 г. опрос его участников показал, что 35% из них оценили профессиональную подготовку подростковых наркологов как плохую и очень плохую. Именно поэтому в центре внимания в данной книге поставлены вопросы диагностики, лечения к профилактики. В отношении каждого из средств, используемых подростками для злоупотребления,- алкоголя, ингалянтов, галлюциногенов, кокаина, стимуляторов, опиатов, транквилизаторов и других - описывается как картина острых интоксикаций - и наиболее характерная, и атипичная, так и особенности злоупотребления, формирования зависимости, абстиненции. Рассматриваются возрастные особенности лечения как острых отравлений, так и терапевтической тактики при формировании алкоголизма, наркоманий и токсикомании, а также обсуждаются возможные профилактические меры.

Первое руководство неизбежно не лишено недостатков, возможно даже существенных. С годами, по мере накопления опыта, эти недостатки могут оказаться еще более очевидными. Но насущная потребность в пособии, систематически излагающем основы подростковой наркологии - области, до сих пор еще мало освещенной в научном отношении, - в глазах авторов оправдывает их попытку.



ВНИМАНИЕ!!! Вся информация предоставляется исключительно с образовательной целью.
Наркотики вызывают зависимость, вредят здоровью и угрожают жизни!

 © 2007-2018 Наркотики.SU
 ссылки статьи контакты реклама

Энциклопедия наркотиков
все о наркотиках и лечении наркомании

Rambler's Top100  
Free Web Hosting