Энциклопедия наркотиков
главная | а | б | в | г | д | з | и | к | л | м | н | о | п | р | с | т | ф | х | ц | ч | ш | э | наркомания | алкоголизм | курение | лечение | личности | закон  

Наркотики в мифологии:



Мир богов возник не только для исполнения космического закона, но и для того, чтобы передать какие-то основные принципы или платонические идеи. Он также призван отобразить великое разнообразие и пестроту образов и событий, с которыми человек встречается на земле. По своему внешнему виду мир богов эстетичен, по своим проявлениям он чувственен. Таким образом, он соединяет реальное и духовное, мистическое и материальное, душу и окружающий мир. В истории индийских религий эта комбинация наиболее ярко выражена в тантризме, который также ищет гармонии между материей и духом.

Тантризм, как говорят его последователи, восполняет разрыв между физической реальностью и внутренним миром, для него нет противоречия между органическим и порожденным духом. Слово "тантризм" происходит от санскритского корня "тан" - расширение, это метод дальнейшего развития человеческого сознания, пробуждения дремлющих в человеке духовных сил, привлечении их к выполнению реальных задач.

Эротика и психоделитические растения - вот два столпа, на которых строится во всех странах мир богов. Оба элемента мы встречаем в мифологии любого народа. Лишь в материалистическом мире Запада они приобрели апокрифический смысл, в частности в XIX в. в кругах богемы, и только в 60-х гг. нашего века эта комбинация основных элементов оказалась открытой заново. Человека, которому принадлежит заслуга открытия связи между тантризмом и сознательным использованием наркотических средств, зовут Тимоти Лири.

Здесь уместно еще раз вспомнить, что именно тантристы сделали попытку сгладить противоречие между внешним (физическим) и внутренним (духовным) миром. Соответственно и при интерпретации мифов существуют два подхода: психологический, особенно у Юнга и Керени, и исторический, где уместно прежде всего назвать имя Ранке-Гравеса. Психологи усматривают в мифологии первопричины человеческой души, самые первичные формы и нормы жизни. Психологический мир человека рождается из мифа. "Это схема на все времена, духовная формула, которая черпает свои типические черты из подсознания и переводит их на язык, практической жизни" (Томас Манн). Таким образом, миф представляет собой архетипический внеличностный резервуар образов, из которого душа человеческая черпает фигуры и события.

В тантризме мы находим также идею использования лекарственных веществ, расширяющих возможности сознания и облегчающих путь к различным чакрам. Уоссон попытался доказать, что знаменитый божественный напиток индийцев - солш - получали из экстракта мухомора (amanita muscaria). Тантристы использовали во время определенных ритуалов вещества, расширяющие возможности сознания. Они пили "бхариг" - смесь, которую готовят из листьев конопли, либо курили "ганжу" - другое наркотическое средство, либо втирали в кожу золу сожженных наркотических трав.

богиня ДеметраГреческая мифология, особенно в ее различных мистериях, также изобилует волшебными напитками и ведьмиными котлами. Ученый Ранке-Гравес предполагает, что мухомор жевали и козлоногие сатиры, и люди-лошади (кентавры). При этом у них возникали галлюцинации, они приобретали дар пророчества, увеличивалась мышечная сила и сексуальная потенция. На раме одного этрусского зеркала мухомор изображен у ног Иксиона, который был фессалийским героем, вкушавшем амброзию в обществе богов. На аттической вазе, изображающей кентавра Несса, также можно увидеть небольшой тонкий гриб, который растет на коровьем навозе.

Боги, которые питались, собственно говоря, только нектаром и амброзией, осудили на вечный голод царя Тантала именно за то, что он нарушил табу и раздавал амброзию смертным.

В книге, вышедшей в 1960 г., Роберт фон Ранке-Гравес высказал предположение, что амброзия - таинственный элемент орфических, элевзинских и других мистерий, связанных с Дионисом. При этом все участники культа должны были хранить в строжайшей тайне, что они принимали в пищу. Перед их взором открывались незабываемые видения, казалось, им открывается бессмертие. Предположение Ранке-Гравеса подтверждено теперь детальным исследованием культа Деметры. Полагается, что во время мистерий, связанных с Деметрой, использовали спорынью, содержащую ЛСД.

беладонна (красавка)Исследователь древности Монье, занимавшийся мифами швейцарской и французской Бургундии, собрал большое количество изображений и преданий о ведьмах. Особое место в этих преданиях занимают растения семейства пасле­новых - "дающие ночную тень", прежде всего альраун (корень мандрагоры), белена, дурман, красавка (беладонна). Дурман и в Индии был символом культа Шивы, а его прекрасные белые соцветия - символом познания. Во многих рукописях утверждается, что растения ночной тени принесли мигрировавшие из стран Востока кочевники.

Возможно, и в самом деле каждая новая культурная волна с Востока заново оживляла интерес европейских народов к растительному миру. Ведь городская цивилизация отчуждает человека от Природы, и только благодаря новой волне эмиграции, новым людям, носителям живых знаний, горожане восстанавливали утраченные связи с Природой.

Поляк Станислав Пршебышевский, который активно интересовался соответствующими народными преданиями, писал в 1897 г. о возникновении "ведьминого шабаша" в средневековье: "Евреи и арабы популяризировали колдовство. Они научили готовить мази и фильтры. Цыгане же принесли в Европу обращение с пасленовыми, которые дурманят сознание". Этот же писатель констатирует: "Рецепты ведьмовских мазей средневековья можно встретить на каждом шагу". Он приводит рецепты Парацельса и Иоганна Вира, ученика Агриппы Неттесгеймского. В обоих случаях основной эффект получен за счет добавления пасленовых как компонентов мази.

В Германии многие исследователи собирали сведения о средневековых колдуньях. Назовем, для примера, ученых XIX в. Хорста и Кизеветтера. Они пытались, частично и с большой осторожностью, проверить действие этих рецептов. В частности, Кизеветтер проверил на себе действие мази, изготовленной с добавлением растений семейства пасленовых. Ему привиделось, что он летает по спирали, как будто его подхватил смерч.

Густав Шенк, занимавшийся пасленовыми растениями, которые использовали ведьмы, полагал, что человеческий дух в состоянии экстаза способен пробуждать воспоминания, чувствования, которые живут в глубине нашего подсознания еще со времен животных предков: "Дарования, свойства, физические и психические черты бесчисленных поколений длинной цепи живых существ, которые населяли до нас плане­ты, - все это наследие мы несем в себе".

Пасленовые (очень важный компонент лекарственных составов во все времена!) даже после всех процессов над ведьмами остаются символом глубокого знания природы. Цыганки из Карпат и Восточной Украины, знатоки трав и корений, говаривали: "Кто не понимает, тот видит опасность и тьму, а тот, кто знает, кого обучали предки, тот находит счастье и здоровье".

Источник: Прусс М. С., Кельин Л.Л., Мучник Ю.Л., Володин В.М. - Как избавиться от наркотической зависимости. – Москва. 2002.


ВНИМАНИЕ!!! Вся информация предоставляется исключительно с образовательной целью.
Наркотики вызывают зависимость, вредят здоровью и угрожают жизни!

 © 2007-2018 Наркотики.SU
 ссылки статьи контакты реклама

Энциклопедия наркотиков
все о наркотиках и лечении наркомании

Rambler's Top100  
Free Web Hosting