Энциклопедия наркотиков
главная | а | б | в | г | д | з | и | к | л | м | н | о | п | р | с | т | ф | х | ц | ч | ш | э | наркомания | алкоголизм | курение | лечение | личности | закон  

Организация наркологической помощи и ухода для женщин: тематические исследования и накопленный опыт:



3. СОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮ УСЛУГ С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНЫХ ФАКТОРОВ

В настоящее время сформировалось более глубокое понимание и осознание того, что гендерные различия, связанные с употреблением психоактивных веществ и сопутствующими проблемами, требуют применения различных подходов к организации лечения. Содействие учету гендерной проблематики на международном, региональном или национальном уровнях служит официальным признанием этого факта. В главе 3 приводятся примеры того, каким образом государственные учреждения, особенно правительственные органы, могут содействовать более широкому учету гендерных аспектов при разработке политики и выделении ресурсов, а также при разработке и осуществлении оптимальной практики, стандартов или руководств в области лечения.

На международном уровне государствами - членами Организации Объединенных Наций было достигнуто общее понимание в отношении разработки стратегии лечения и было конкретно указано на гендерные аспекты, как это отражено во вставке 4.

Помимо Организации Объединенных Наций и ее различных учреждений вопросы, касающиеся употребления психоактивных веществ женщинами, рассматривают также другие международные организации и транснациональные структуры, такие как Всемирная организация здравоохранения, Межамериканская комиссия по борьбе со злоупотреблением наркотическими средствами, Международный совет по проблемам алкоголизма и наркомании и Международная ассоциация по снижению вреда. Обзор такой работы содержится в докладе Дагмар Хедрих [1]. В Европе Группа Помпиду с 1984 года проводит работу по проблеме женщин и употребления психоактивных веществ, в результате которой был организован ряд симпозиумов и опубликовано несколько докладов по этой теме (см. ссылки ниже).

На национальном уровне некоторые страны при разработке своих стратегий и политики в области борьбы с наркотиками рассматривают женщин в качестве особой группы населения, предназначают определенные ресурсы на цели лечения женщин и особо учитывают интересы женщин в рамках рекомендаций, стандартов или руководств по оптимальной наркологической практике. Так, в Соединенных Штатах Америки в 1975 году был принят публичный закон 94-371, предусматривающий разработку специализированного лечения для женщин [2]. Позднее в опубликованном в 1990 году докладе Института медицины Соединенных Штатов Америки было указано на неудовлетворительный уровень знаний о проблемах употребления женщинами психоактивных веществ и рекомендовано осуществить специальный проект, касающийся лечения наркомании и наркоманической зависимости у беременных женщин и женщин с грудными детьми [3, 4]. В Соединенных Штатах Америки такие национальные агентства, как Национальный институт наркологии и Центр по вопросам лечения расстройств, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами, оказывают поддержку проведению исследований с учетом гендерных факторов и разработке программ для женщин.

В Канаде в рамках национальной стратегии борьбы с наркотиками женщины были отнесены к группе риска, и в этой связи была организована серия мероприятий, включая проведение исследований, консультаций с партнерами и основными заинтересованными сторонами, круглых столов, национальных практикумов и анализа политики, а также разработку, относительно недавно, руководства по оптимальной практике [5, 6]. Федеральное министерство здравоохранения обеспечивает также финансирование мероприятий в провинциях и территориях с целью расширения доступа к лечебно-реабилитационным услугам, особенно для женщин и молодежи [7]. Во вставке 5 описывается процесс разработки оптимальной практики.

В документе, касающемся основы Национальной стратегии борьбы с наркотиками в Австралии, говорится о создании служб для конкретных групп населения, включая женщин с детьми [8]. В ежегодно обновляемом Австралийском национальном минимальном наборе данных о пациентах учреждений по лечению от алкогольной и наркотической зависимости прослеживаются и отражаются характер и тенденции использования таких учреждений женщинами.

ВСТАВКА 4 ДВАДЦАТАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ СЕССИЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ, ПОСВЯЩЕННАЯ СОВМЕСТНОЙ БОРЬБЕ С МИРОВОЙ ПРОБЛЕМОЙ НАРКОТИКОВ, 8-10 ИЮНЯ 1998 ГОДА

В Политической декларации (резолюция S-20/2 Генеральной Ассамблеи, приложение) и Декларации о руководящих принципах сокращения спроса на наркотики (резолюция S-20/3 Ассамблеи, приложение) содержится ряд положений, касающихся создания наркологических служб для женщин. На своей двадцатой специальной сессии Ассамблея приняла Политическую декларацию, в которой государства - члены Организации Объединенных Наций:

"обязуются обеспечить, чтобы стратегии, направленные на решение проблемы наркотиков, в равной мере учитывали интересы женщин и мужчин, без какой-либо дискриминации, через их вовлечение во все этапы осуществления программ и выработки политики; … заявляют o своей решимости выделить необходимые ресурсы для обеспечения лечения и реабилитации и для создания возможностей социальной реинтеграции в целях восстановления чувства собственного достоинства и надежды у детей, подростков, женщин и мужчин, которые стали наркоманами, а также для борьбы со всеми аспектами мировой проблемы наркотиков; … признают, что сокращение спроса является неотъемлемым элементом глобального подхода к решению мировой проблемы наркотиков, берут на себя обязательство включать в свои национальные программы и стратегии положения, изложенные в Декларации о руководящих принципах сокращения спроса на наркотики, осуществлять тесное сотрудничество с Программой Организации Объединенных Наций по международному контролю над наркотиками в разработке практических стратегий для оказания помощи в осуществлении Декларации, а также установить 2003 год в качестве целевого срока для осуществления новых и более совершенных стратегий и программ в области сокращения спроса на наркотики в тесном сотрудничестве с органами здравоохранения, социального обеспечения и правоохранительными органами и обязуются достичь к 2008 году существенных и поддающихся оценке результатов в области сокращения спроса".

В пункте 8 Декларации о руководящих принципах сокращения спроса на наркотики говорится, что: "...

b) меры по сокращению спроса должны:
i) быть направлены на предупреждение потребления наркотиков и уменьшение неблагоприятных последствий злоупотребления наркотиками;
ii) беспечивать и поощрять активное и согласованное участие отдельных лиц на уровне общин в целом и в ситуациях особого риска с учетом, в частности, их географического положения, экономических условий и относительно высокой численности наркоманов;
iii) учитывать культурные особенности и гендерные факторы;
iv) способствовать созданию и закреплению благоприятных условий".

ВСТАВКА 5 ОПТИМАЛЬНАЯ ПРАКТИКА ЛЕЧЕНИЯ ЖЕНЩИН, УПОТРЕБЛЯЮЩИХ ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА, В КАНАДЕ

В 1998 году Федеральный/провинциальный/территориальный комитет по вопросам, касающимся алкоголя и других психоактивных веществ, разработал программу исследований в целях выявления оптимальной практики и оценки новаторских подходов к лечению в Канаде. Для контроля за осуществлением этой программы исследований Комитет создал Рабочую группу по вопросам отчетности и оценки и программе исследований (ADTR Working Group), в состав которой вошли представители провинций и территорий (органы управления и комиссии по проблемам наркомании), Министерства здравоохранения Канады и других федеральных органов управления, занимающихся вопросами лечения наркомании и реабилитации. Результатом программы исследований стало издание Министерством здравоохранения Канады серии публикаций об оптимальной практике наркологического лечения и реабилитации применительно к различным группам населения, включая женщин.

Общая задача проекта по выявлению оптимальной практики в интересах женщин состояла в том, чтобы собрать по всей Канаде актуальную информацию по наилучшей практике лечения и реабилитации женщин, имеющих проблемы с употреблением психоактивных веществ, и на основе научно обоснованного подхода определить оптимальную практику и ключевые компоненты и вспомогательные факторы в контексте программ лечения и реабилитации женщин.

При подготовке доклада был проведен телефонный опрос ведущих экспертов, главным образом из Канады, а также из Соединенных Штатов Америки. Им было предложено представить свое заключение по следующим вопросам: потребности женщин и факторы, препятствующие доступу к услугам; регламентация оптимальной практики, принципиальные подходы и методы информационной работы и установления контактов с пациентами и вовлечения их в процесс лечения; непрерывность лечения пациентов; смысл и философия лечения; подходы к лечению; предупреждение рецидива; структура лечения; и интеграция дополнительных вспомогательных услуг. По каждому из этих вопросов был проведен также целенаправленный поиск литературы. Применительно к этому проекту Рабочая группа выполняла функции консультативного комитета и рассматривала различные проекты доклада.

Доклад был направлен всем наркологическим учреждениям Канады, а также размещен в Интернете на веб-сайте по адресу: www.cds-sca.com. После того как в 2001 году был опубликован доклад об оптимальной практике, в июне 2002 года был проведен национальный практикум, в котором приняли участие 40 специалистов по работе с женщинами, имеющими наркологические проблемы, из всех районов Канады. Практикум преследовал следующие цели: распространение информации об оптимальной практике на основе публикации Best Practices: Treatment and Rehabilitation for Women with Substance Use Problems [6]; установление связей и обмен информацией по вопросам, касающимся оптимальной практики; и определение наилучших путей применения оптимальной практики при организации лечебно-реабилитационных услуг для женщин в соответствующих провинциях/территориях.

Имеются два примера того, каким образом эта информация используется на системном уровне и на программном уровне. В провинции Онтарио Министерство здравоохранения и долговременной медицинской помощи (которое финансирует наркологические службы в Онтарио) создало Группу по стратегии услуг для женщин с целью распространения оптимальной практики лечения женщин от наркомании. Этой Группе было поручено добиться того, чтобы оптимальная практика наркологической помощи женщинам стала более целенаправленной, более доступной и широко применимой; разработать стандарты для служб по оказанию помощи женщинам; и разработать методику оценки программ для определения того, насколько программы помощи женщинам соответствуют оптимальной практике. Члены Рабочей группы в рамках совещаний, которые проводились в течение приблизительно девяти месяцев в 2002-2003 годах, подготовили документ, содержащий общую вводную информацию (реализуемая в провинции стратегия, система лечения наркомании в провинции Онтарио, общая характеристика женщин, употребляющих психоактивные вещества, и руководство Министерства здравоохранения Канады в отношении оптимальной практики); стандарты оптимальной практики и возможности их применения; и методику оценки оптимальной практики. Проект документа, который в настоящее время изучают региональные сотрудники Министерства здравоохранения и врачи-практики на местах, будет окончательно доработан в 2004 году. Предполагается, что методикой оценки оптимальной практики будут пользоваться как сотрудники Министерства здравоохранения и долговременной медицинской помощи, так и отдельных лечебных учреждений для проведения обзора программ помощи пациентам-женщинам в плане использования оптимальной практики и для определения возможностей для улучшения.

В провинции Манитоба под руководством провинциального Фонда борьбы с наркоманией действует наркологический центр для женщин "Дом у реки", в котором широко применяется оптимальная практика, включая следующие аспекты:

- здание центра находится в престижном районе Виннипега, и ничто не указывает на то, что "Дом у реки" является лечебным центром;
- здание отделано со вкусом, использованы успокаивающие цвета;
- во второй половине дня в рамках программы проводятся ознакомительные беседы, на которые женщины могут прийти и получить информацию, а также осмотреть здание, что позволяет снизить напряженность. Диагностическое и приемное отделения расположены в одном помещении, поэтому, если женщина желает воспользоваться официальной программой помощи, ей не нужно еще раз приходить на прием;
- в рамках программы осуществляется сотрудничество со вспомогательными учреждениями в целях снижения стигматизации, а также получения ресурсов и организации ухода за детьми, если это требуется женщинам;
- "Дом у реки" тесно сотрудничает с медицинскими учреждениями в плане оказания помощи беременным женщинам;
- к составлению программы лечения применяется гибкий подход, позволяющий учитывать потребности женщин;
- программа предусматривает предоставление информации и развитие навыков, направленных на снижение стресса, укрепление чувства собственного достоинства и недопущение насилия в семье, а также информирование о действии алкоголя и других психоактивных веществ;
- для решения вопросов, касающихся здоровья женщин, в центре имеется женщина-врач, которая принимает пациенток в рамках программы, а также приходящих на ознакомительные беседы женщин, которые не хотят участвовать в официальной программе. По поручению местных властей Виннипега в центр приходит патронажная медицинская сестра для обсуждения с женщинами общих вопросов, касающихся здоровья;
- после окончания лечения женщины имеют возможность по-прежнему пользоваться ресурсами и поддержкой. В ходе лечения женщин делается все возможное, чтобы решить сопутствующие проблемы, и таким образом для них уже обеспечивается доступ к ресурсам, которые могут им понадобиться для выздоровления. Кроме того, имеются бывшие пациенты, которые по-прежнему приходят и предлагают помощь.
- Программа непрерывной медицинской помощи предусматривает наблюдение в течение двух лет после окончания лечения.

ВСТАВКА 6 ПЛАН ДЕЙСТВИЙ В ОТНОШЕНИИ НАРКОТИКОВ И НАРКОМАНИИ

В Германии потребности женщин получили признание в национальном Плане действий в отношении наркотиков и наркомании [11], в котором женщины особо упоминаются в ряде поставленных целей, включая учет интересов женщин в стратегии борьбы с наркотиками; содействие скорейшему выявлению и принятию мер в случае ненадлежащего употребления лекарственных средств (преимущественно среди женщин) и обеспечение более широкого учета проблемы насилия в связи с наркоманией (у женщин). Кроме того, в Германии была создана группа экспертов по нарко-манической зависимости у женщин и учету гендерной проблематики. Эта группа планирует провести обзор специализированных женских учреждений в Германии, а также обзор всех служб, разработка программ которых осуществляется с учетом гендерных аспектов; организовать исследование с целью оценки степени внимания к гендерной проблематике в наркологических учреждениях и программах с точки зрения укомплектования штатов и содержания программ; и представить информацию о накопленном за 20 лет опыте оказания наркологической помощи женщинам в Германии, включая соответствующие примеры и информацию о еще остающихся потребностях. В ходе этого проекта были извлечены, в частности, следующие уроки: нельзя смешивать проблемы женщин с проблемами меньшинств, находящихся в неблагоприятных условиях; включение гендерной проблематики в основные программы следует использовать для вовлечения максимально широкого круга людей в обсуждение проблем; и следует поощрять проведение исследований по вопросу об эффективности и действенности лечения наркомании у женщин [12].

В Соединенном Королевстве вопросы, касающиеся наркологических служб для женщин, рассматриваются в ряде правительственных публикаций, включая Models of Care for the Treatment of Drug Misusers [9] и Commissioning Standards: Drug and Alcohol Treatment and Care [10]. Это лишь некоторые примеры, которые вполне могут быть дополнены примерами из других регионов мира.

Еще один пример дает Германия, в Плане действий которой в отношении наркотиков и наркомании конкретно учитывается гендерная проблематика, как это отражено во вставке 6.

Тематические исследования

Ниже представлены тематические исследования, которые иллюстрируют многообразие стратегий развития услуг для женщин с учетом гендерной проблематики в различных регионах и странах. Первое исследование касается работы Регионального отделения для Южной Азии Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности, которое, используя различные подходы, осуществляет ряд мероприятий по развитию в регионе услуг для женщин с учетом гендерной проблематики.

Кроме исследования по Южной Азии представлены еще четыре тематических исследования: одно из Чили, два из Швейцарии и международный проект в Европейском союзе. Все они иллюстрируют усилия по разработке стандартов/руководств и их практическому применению для организации служб, учитывающих гендерные аспекты. Такого рода руководства необходимы для определения того, что представляет собой обслуживание с учетом гендерных аспектов, чтобы можно было соответствующим образом скорректировать уже существующие услуги, которые не учитывают гендерных факторов. Такого рода практика и руководство разрабатываются на основе значительного опыта в области лечения женщин, что подтверждает вышепредставленная информация о работе, проводимой в Канаде (вставка 5) и Германии (вставка 6).

В первом из двух тематических исследований, представленных Швейцарией, излагается руководство по оптимальной практике, а во втором - реализация этого руководства на практике в рамках проекта Quai 9 (Платформа № 9).

Заключительным в данной главе является тематическое исследование из Южной Африки. В нем описываются практические меры по предупреждению распространения ВИЧ среди женщин, которые первоначально были разработаны для афроамериканок, употребляющих "крэк". Эта программа, которая была осуществлена в Южной Африке в интересах чернокожих южноафриканок, занятых в секс-индустрии и употребляющих кокаин, дает представление об одном из системных барьеров, с которыми сталкивается организация услуг с учетом гендерных факторов, и о возможной степени адаптации недорогостоящих и эффективных методов лечения, разработанных в одной стране, в рамках другой культуры и страны.

Южная Азия: Повышение осведомленности о гендерных вопросах

Название: Стратегия Регионального отделения

ЮНОДК для Южной Азии

Контактное лицо: Ашита Миттал, старший сотрудник по национальным программам

Контактная информация: United Nations Office on

Drugs and Crime, Regional Office for South Asia

Эл. почта: ashita.mittal@unodc.org

Веб-сайт: www.unodc.org/india/index.html

Справка

В 1990-х годах в различных городах Индии среди женщин, потребляющих психоактивные вещества, возросло употребление опиатов, особенно героина. Большинство таких женщин относились к категории одиноких, образованных и безработных, при этом они довольно рано стали употреблять психоактивные вещества. О таких женщинах известно также, что они в более раннем возрасте начинают вести половую жизнь и что они пользуются общим инструментарием для инъекций. Женщины - выходцы из немар-гинализованных групп часто не осведомлены о возможностях лечения и не пытаются найти их. Некоторые программы лечения ориентированы на глубоко верующих или религиозных женщин и учитывают эти особенности в процессе лечения.

Подход

Региональное отделение для Южной Азии Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности признало, что ни одна отдельно взятая стратегия не способна обеспечить всеобъемлющий учет постоянно изменяющегося положения дел в области наркотиков, а также региональных и культурных различий в Южноазиатском регионе. Поэтому Региональное отделение приняло план, который стимулирует разработку правительствами стран региона эффективных стратегий и соответствующих мер реагирования для установления контроля над ситуацией на местах и в регионе.

В целом отмечается нехватка знаний относительно особенностей лечения женщин в связи с употреблением ими психоактивных веществ. К вопросам, все еще требующим изучения, относятся: гендерные аспекты и их связь с проблемами злоупотребления психоактивными веществами и распространения ВИЧ; разработка стратегий, препятствующих злоупотреблению психоактивными веществами; помощь в реабилитации и выздоровлении; и содействие обеспечению адекватных, доступных и качественных медицинских и сопутствующих услуг для женщин на всех этапах жизни.

Кроме того, необходимо обратить внимание на такие вопросы, как разработка учебных программ и подготовка специалистов с целью сократить использование психоактивных веществ; принятие правительствами мер по улучшению доступа к соответствующему лечебно-реабилитационному обслуживанию для нуждающихся в нем женщин; оказание поддержки программам профилактики распространения ВИЧ, ориентированным на партнеров лиц, которые употребляют психоактивные вещества, а также на женщин, употребляющих такие вещества и ведущих опасное сексуальное поведение; и расширение участия женщин в программах сокращения спроса.

К вопросам более общего плана, связанным с улучшением понимания среды, в которой живут женщины, употребляющие психоактивные вещества, относятся следующие: учет таких ситуационных факторов, как насилие, которые отягощают жизнь женщин; формирование групп поддержки, включая однородные по своему составу сети взаимной помощи, и принятие конкретных мер; а также укрепление механизмов восстановления семейных отношений, которые становятся напряженными из-за злоупотребления психоактивными веществами.

Мероприятия

Региональное отделение для Южной Азии Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности осуществило ряд мероприятий в поддержку этих стратегий, используя возможности средств массовой информации и других структур. Было подготовлено, например, руководство по принятию профилактических мер в рамках общины, которое предназначено для использования женскими группами, поставщиками услуг, неправительственными организациями, директивными органами и широкой общественностью. Кроме того, была опубликована монография Women and Drug Abuse: The Problem in India, в которой освещается проблема наркомании и которая предназначена для женщин, употребляющих психоактивные вещества, и женщин, члены семей которых употребляют такие вещества. Региональное отделение содействует также опробованию различными неправительственными организациями новых практических мер, направленных на предупреждение различного рода рисков и снижение уязвимости женщин, употребляющих психоактивные вещества или проживающих в семьях, где существует эта проблема.

В различных регионах страны организованы учебные программы для женщин, употребляющих психоактивные вещества, и членов семей с аналогичными проблемами, призванные содействовать расширению прав и возможностей женщин в целях снижения рисков, связанных с употреблением психоактивных веществ и распространением ВИЧ. Проводятся также эпидемиологические исследования по проблеме употребления женщинами психоактивных веществ.

Основное внимание в рамках работы по сокращению спроса в северо-восточных штатах Индии уделяется женщинам, которые относятся к изгоям общества вследствие употребления ими психоактивных веществ и занятия проституцией и которые часто являются носителями ВИЧ-инфекции. Благодаря проделанной работе удалось обеспечить финансирование лечебно-реабилитационного центра и принять наставниками равных по социальному положению лиц, которые осуществляют просветительские программы с упором на гендерные вопросы для повышения осведомленности партнеров таких женщин. Многие из неформальных пропагандистов сами относятся к числу ВИЧ-инфицированных, излечивающихся от привычки употреблять наркотики путем инъекций или имеющих партнеров, которые употребляют психоактивные вещества. Неформальные пропагандисты организуют также группы самопомощи, а также приносящие доход проекты, такие как продажа блюд быстрого приготовления, ткачество и пошив одежды.

Между правительством, неправительственными организациями, донорами и учреждениями системы Организации Объединенных Наций сложилось партнерство, названное "Координированным противодействием ВИЧ/СПИДу на основе повышения потенциала и осведомленности", деятельность которого направлена на снижение степени уязвимости молодых женщин перед распространением ВИЧ и венерических заболеваний посредством информирования, совершенствования навыков и расширения доступа к качественным услугам по охране репродуктивного здоровья.

Еще один проект - "Предупреждение распространения ВИЧ среди лиц, употребляющих психоактивные вещества, в государствах - членах Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК)" -направлен на повышение осведомленности основных заинтересованных сторон относительно гендерных аспектов проблемы. Цель проекта - обеспечить наличие и повысить доступность и качество услуг по предупреждению распространения ВИЧ в интересах женщин, употребляющих психоактивные вещества. Проект охватывает также гендерные вопросы и вопросы, касающиеся половой жизни, в связи со злоупотреблением психоактивными веществами и распространением ВИЧ/СПИДа среди молодежи.

Результаты/достижения

Стало возможным положение, когда гендерные проблемы учитываются в программах по сокращению спроса, которые осуществляются в регионе, а поставщики услуг договариваются в рамках реализуемых ими программ об учете особых интересов женщин, как употребляющих психоактивные вещества, так и имеющих партнеров, которые употребляют такие вещества. Хотя реакция на эти изменения еще только начинает проявляться, будущие программы Регионального отделения для Южной Азии будут по-прежнему направлены на усиление принятой стратегии.

Проблемы

Из-за отсутствия точных эпидемиологических данных о распространенности проблемы употребления психоактивных веществ среди женщин трудно убеждать заинтересованные стороны в необходимости решения этой проблемы.

Еще одна трудность состоит в том, что, хотя в некоторых странах региона четко определены стратегические планы в области сокращения спроса на наркотики и предупреждения распространения ВИЧ/ СПИДа, в этих стратегиях не всегда учитываются гендерные аспекты. Это особенно важно для районов, в которых растет число ВИЧ-инфицированных в результате употребления психоактивных веществ, в связи с чем необходимо оказывать должное внимание и поддержку женщинам.

Комплексные программы, направленные на удовлетворение особых потребностей женщин, употребляющих психоактивные вещества, не относятся к числу приоритетных, и поэтому для них выделяются недостаточные ресурсы. Необходимо также пересмотреть стоимость и модели специальных программ для женщин, употребляющих психоактивные вещества.

И наконец, для женских групп в регионе требуется дополнительная подготовка для решения проблем, связанных с употреблением психоактивных веществ. Это касается также повышения общего образования в ведомствах по вопросам улучшения положения женщин и детей с целью включения конкретных компонентов в соответствующие программы. Поставщики услуг, участвующие в реализации национальных программ по расширению прав и возможностей женщин, также могли бы содействовать укреплению межсекторального сотрудничества путем разработки готовых к использованию комплектов справочных материалов.

Накопленный опыт

В регионе Южной Азии необходимо еще многое сделать: требуется наладить консультирование и лабораторный анализ на ВИЧ и заболевания, передаваемые половым путем; для специалистов - сотрудников правоохранительных органов и поставщиков услуг необходимо организовать информирование и подготовку по гендерным вопросам, связанным с употреблением психоактивных веществ; необходимо, чтобы в общинах службы охраны материнства были укомплектованы должным образом подготовленными и информированными сотрудниками с целью учета дополнительных проблем, связанных с употреблением психоактивных веществ, и т. д. Вместе с тем за время осуществления проекта программы, ориентированные на интересы общин, стали более доступными и менее ущемляющими достоинство.

Оптимальная практика и руководство в отношении лечения с учетом гендерных аспектов

Чили: Разработка технического руководства

Название: Техническое руководство по включению гендерного подхода в проекты лечения и реабилитации лиц, употребляющих наркотики Страна: Чили

Контактное лицо: Марсела Лара Ореллана, Национальный совет по контролю над наркотиками (CONACE) Чили

Контактная информация: Agustinas 12359, No. piso, Santiago, Chile Телефон: +(56) (2) 5100852 Факс: +(56) (2) 6994462 Эл. почта: mlara@conace.gov.cl Веб-сайт: www.conacedrogas.cl

Справка

В Чили во всех возрастных группах и во всех группах населения показатели потребления запрещенных веществ и алкоголя выше среди мужчин, а показатели кокаиновой зависимости и потребления кокаиновой пасты - среди чилийских женщин. Согласно результатам проведенного в стране в 2002 году анализа распространенности проблемы, масштабы употребления марихуаны среди подростков 12-18 лет остаются стабильными. Что касается характера употребления психоактивных веществ среди женщин, то произошел отход от употребления в одиночку к употреблению в составе групп и на улице; у женщин более старшего возраста употребление фармацевтических препаратов связано с эмоциональными расстройствами. Как и в других странах, женщины, употребляющие психоактивные вещества, чаще, чем мужчины, обременены семейными обязанностями, и их наркологические проблемы вызывают большее осуждение.

В настоящее время в рамках большинства программ лечения в Чили не предусматривается оказание особых услуг женщинам. Некоторые наркологические службы признают сложность привлечения женщин к лечению и обеспечения их продолжительного лечения, а также то, что они не предназначены для оказания услуг с учетом гендерных аспектов; другие полностью не признают гендерной проблематики. Часто сотрудники не имеют достаточной квалификации, и не обеспечивается полнота и непрерывность лечения - от помощи в виде консультирования до лечения в стационаре - для лиц, сталкивающихся с различного рода проблемами в связи с употреблением психоактивных веществ. Что касается пациентов, то женщинам затруднен доступ к лечению в связи с обязанностями по уходу за детьми и ведению домашнего хозяйства, а также из-за отсутствия семейной поддержки и социальных структур.

Задачи

Поставлены следующие задачи: разработать национальную политику с учетом гендерной проблематики в области оказания терапевтических услуг женщинам, употребляющим психоактивные вещества; разработать стратегии, предусматривающие обсуждение и анализ гендерных вопросов и их связь с проблемой употребления психоактивных веществ; содействовать процессу выявления факторов риска употребления психоактивных веществ среди чилийских женщин; подготовить руководство по лечению для женщин, включая практику выявления, направления на лечение и обеспечения доступа к лечению, а также наем квалифицированных специалистов и другого персонала для лечения женщин.

Мероприятия

В 2002 году по предложению Национального совета по контролю над наркотиками состоялось совещание представителей Национальной службы для женщин, Министерства юстиции (ответственного за исправительные учреждения) и Министерства здравоохранения, а также экспертов-медиков из государственных и частных учреждений, предоставляющих лечение женщинам. Цель совещания состояла в том, чтобы создать рабочую группу для разработки руководства по лечению женщин. Группе было предложено обсудить следующие вопросы по проекту: как отразить гендерные аспекты в анализе распространенности и в другого рода исследованиях; какими способами можно повысить доступность программ лечения для женщин; каковы возможности более раннего выявления проблем у женщин при оказании первичной медицинской помощи или наблюдении за беременными; как расширить возможности для оказания услуг женщинам: на основе создания отдельных служб для женщин или на основе учета гендерных аспектов во всех лечебных учреждениях?

Были обсуждены также такие вопросы, как необходимость межсекторальной координации деятельности медицинских и образовательных учреждений и приютов с целью предупреждения прекращения женщинами лечения, особенно женщинами с детьми; повышение знаний и квалификации консультантов в отношении гендерной проблематики; и обеспечение учета гендерных аспектов в программах лечения.

В руководство по лечению вошли три главы: теоретическая основа; терапевтическое воздействие на женщин; и взаимодействие (при лечении).

В этих главах рассматриваются следующие вопросы:

- использование всеобъемлющего, а не конфронта-ционного подхода, особенно в начале процесса терапевтического воздействия;
- сохранение конфиденциальности при лечении психотравм, связанных со злоупотреблением и дурным обращением;
- уделение внимания взаимоотношениям женщин (с семьей и другими родственникам) для восстановления социальных связей;
- обеспечение более пристального внимания индивидуальному лечению женщин (в сравнении с мужчинами);
- обеспечение более длительного лечения для установления контакта и благоприятствующих лечению доверительных отношений.

Рабочая группа в течение года ежемесячно проводила совещания для подготовки руководства, которое в 2003 году было распространено с целью анализа и получения замечаний, в частности от Исполнительного секретариата и региональных отделений CONACE и Министерства здравоохранения.

После завершения первого этапа в 2004 году будет проведен семинар с целью дальнейшего обсуждения и оценки проекта руководства, а затем в окончательной редакции этот документ станет официальным законом.

Результаты/достижения

Этот проект все еще находится на стадии развития. После того как руководство будет окончательно доработано и включено в законодательство, появится возможность прослеживать и оценивать деятельность лечебных центров в связи с практической реализацией этого руководства.

Проблемы

Из числа проблем, требующих безотлагательного решения, две состоят в преодолении мнения, согласно которому для женщин не требуется особое лечение, и в просвещении руководителей лечебных служб относительно необходимости учета гендерной проблематики в программах, направленных на оказание помощи женщинам. Кроме того, необходимо учитывать гендерные аспекты во всех планах организации лечения, упрощать доступ к лечению, совершенствовать методы и эффективность лечения и поощрять обсуждение гендерных аспектов между коллективами лечебных учреждений.

Накопленный опыт

Для успешной реализации этого проекта важно установить связи с занимающимися данной проблемой правительственными и неправительственными организациями в Чили и других странах.

Швейцария: Руководство по общедоступным услугам для женщин

Название: Женщинам - основное внимание!

Потребности в общедоступных наркологических услугах: набор материалов для практического применения

Страна: Швейцария

Контактное лицо: Мари Луиз Эрнст, Федеральное управление здравоохранения Швейцарии (ФУЗШ)

Контактная информация: Rohrmatt 21, 3126 Kaufdorf,

Switzerland

Телефон: +(41) (31) 809 2296

Факс: +(41) (31) 809 2296

Эл. почта: m.l.ernst@datacomm.ch

Правительство, текущее финансирование

Справка

Проводимые в Швейцарии исследования свидетельствуют о том, что между мужчинами и женщинами, употребляющими психоактивные вещества, существуют различия в том, что касается формы и характера употребления психоактивных веществ, причин возникновения этой проблемы, а также их потребностей в лечении и опыта лечения. Вместе с тем клинический опыт и эмпирические исследования указывают на то, что женщины, употребляющие психоактивные вещества, недостаточно представлены в лечебных заведениях и что изданная в 1995 году по заказу Федерального управления здравоохранения Швейцарии (ФУЗШ) научная публикация Women Addiction Perspective не содействовала, как ожидалось, планированию более широких услуг для женщин в рамках предложений по проектам, представляемых на рассмотрение ФУЗШ. При этом спонсоры не настаивают на том, чтобы при оказании услуг учитывались гендерные аспекты, а учреждения получают финансирование даже в том случае, если предоставляемые ими услуги не учитывают гендерных факторов. Лечебные учреждения, особенно рассчитанные как на пациентов-мужчин, так и пациентов-женщин, как правило, возглавляют мужчины, и лишь иногда имеет место некоторое взаимодействие заинтересованных специалистов-женщин, а многие женщины работают в одиночку. Подходы к лечению также во многом основаны скорее на идеологии, чем на фактических данных.

Позднее, в 1997 году ФУЗШ поставило перед собой задачу содействовать организации услуг с учетом гендерных факторов для достижения следующих целей:

1. разработка и постоянное совершенствование научных принципов и инструментов для реализации услуг, связанных с лечением и профилактикой наркомании;
2. установление критериев в отношении концепций и мероприятий;
3. установление критериев качества с учетом интересов женщин в (лечебных) учреждениях;
4. предоставление на международных конференциях информации о развитии наркологических служб.

В рамках проекта предусматривалось охватить все аспекты наркологических служб с уделением внимания деятельности специалистов, учреждений, руководящих органов и представителей отраслевых изданий, связанных с наркологией, а также специалистов, работающих на местах в Швейцарии и за рубежом. Настоящее тематическое исследование затрагивает лишь один из аспектов этой широкой задачи и посвящено разработке руководства по обеспечению качества общедоступных служб.

ФУЗШ было предложено рассмотреть вопрос качества общедоступных служб, которые особенно слабо охватывают женщин, страдающих зависимостью от психоактивных веществ. Это объясняется рядом факторов: в некоторых случаях структура учреждений из-за их размера является трудно управляемой; учреждения ориентированы на нужды мужчин (отсутствие санузлов для женщин в приютах, предоставляемых в чрезвычайных ситуациях, полное отсутствие или отсутствие надлежащих условий для матерей-наркоманок и их детей); пациенты-женщины стыдятся признать, что они употребляют психоактивные вещества; и в том случае, если имеются дети, женщины боятся лишиться опеки над ними. В результате ФУЗШ создало междисциплинарную группу для изучения этого вопроса. ФУЗШ официально поручило группе заниматься этой работой и обеспечило финансирование проекта.

Задачи

Проект направлен на разработку перечня требований в отношении оказания услуг с учетом интересов женщин, а также практических критериев в отношении общедоступных услуг.

Мероприятия

Была создана инициативная группа в составе пяти специалистов-женщин (включая сотрудницу ФУЗШ). Эта инициативная группа подготовила отдельные мероприятия в рамках процесса реализации проекта. Результаты каждого мероприятия были представлены на обсуждение группы поддержки в составе других 12 женщин, работающих в лечебных учреждениях. Такой подход обеспечил широкую поддержку проекту со стороны всех компонентов общедоступных служб (пункты для установления контактов и центры свободного доступа, приюты для обращения в чрезвычайных случаях, проекты по трудоустройству, социальные работники, проекты поддерживающего лечения героином). Было уделено также внимание обеспечению учета интересов тех, кто работает в рамках программ как специфичной, так и общей гендерной направленности.

Мероприятие 1. Было проведено коллективное обсуждение с целью получения общего представления обо всех решаемых задачах и деятельности служб, которые представлены в проекте. В ходе обзора существующего положения было получено много исходной информации, которая затем была организована согласно следующим вопросам: какие предлагаются услуги; каков планируемый эффект этих услуг; какие целевые группы, помимо пациентов, охвачены; какие услуги предлагаются для достижения целей, которые необходимо учитывать при таком подходе?

Мероприятие 2. Это мероприятие было направлено на определение целей и услуг, которые необходимы для осуществления программы, учитывающей интересы женщин. Было установлено, в частности, что в целом нет необходимости проводить различие между типами программ (лечение в стационаре, трудоустройство, услуги в дневное время) и, следовательно, не стоит придерживаться такого различия. Затем материал был проанализирован по трем категориям: структура, процесс и результаты. Благодаря такому распределению по категориям были определены пять главных задач, которые были сочтены важными для обеспечения общедоступных услуг с учетом интересов женщин.

Мероприятие 3. Это мероприятие предусматривало увязывание служб и предъявляемых к ним требований в плане структуры, процесса и результатов с пятью задачами, деятельность по достижению которых должна быть ориентирована на пациентов. К этим задачам относятся следующие:

1. содействие повышению осведомленности о вопросах здоровья среди пациентов;
2. повышение в обществе осведомленности об особых нуждах пациентов;
3. содействие принятию пациентами мер по избавлению от роли жертвы;
4. расширение возможностей и содействие усилиям пациентов по созданию или восстановлению небольшого круга связей, обеспечивающих поддержку;
5. предоставление пациентам возможности обрести перспективы в отношении занятости и трудоустройства.

Применительно к каждой из задач был подготовлен перечень услуг, которые необходимо обеспечить для ее решения. Так, применительно к задаче, связанной с повышением осведомленности по вопросам здоровья среди пациентов, в перечень были включены следующие услуги:

- выделение отдельной комнаты исключительно для женщин;
- обеспечение спальных мест в приютах;
- регулярное проведение обходов гинекологом;
- обеспечение свободного доступа к информации по женской тематике;
- обсуждение с каждым пациентом вопросов профилактики СПИДа и гепатита;
- организация программ лечения опиатами или программ заместительной терапии при обеспечении отдельной комнаты для инъекций, санузлов отдельно для мужчин и женщин и условий для ухода за детьми;
- выдача шприцев, презервативов и санитарно-гигиенических средств;
- обеспечение отдельных душевых и прачечных;
- сопровождение клиентов в медицинские учреждения;
- консультирование по вопросам охраны здоровья женщин и/или установление их приоритетности.

По каждой из этих услуг в руководстве изложены требования в отношении структуры, процесса и результатов. Например, в отношении регулярного совершения обходов гинекологом предусматривается следующее:

- услуга: гинеколог присутствует в течение двух часов дважды в месяц;
- структура: наличие смотрового кабинета; оплата врача по возможности покрывается медицинской страховкой, а в общем плане оказания услуг указывается, что клиентам доступны основные гинекологические услуги;
- процесс: сотрудники информируют пациентов о новой услуге в срок не позднее одного месяца; сотрудники побуждают пациентов использовать новую услугу и оказывают им в этом поддержку; сотрудники систематически проводят опрос мнения всех пациентов о новой услуге и результаты регистрируются в письменной форме; по прошествии шести месяцев сотрудники проводят обсуждение мнений пациентов с врачом, результаты которого в дальнейшем учитываются при оказании услуг;
- результат: использование услуги хотя бы раз за 12 месяцев 60 процентами пациентов; снижение за год числа инфекционных заболеваний у пациентов на 30 процентов; за год 40 процентов пациентов регистрируются у гинекологов.

Сборник материалов по обеспечению качества, озаглавленный Women Centred! Requirements for Low-threshold Drugs Services: a Toolkit for Practice, в 2000 году был опубликован на французском и немецком языках, а в 2004 году - на английском языке. Этот сборник был использован 10 учреждениями при реализации последующего двухгодичного проекта (2001-2003 годы).

Результаты/достижения

Всеобъемлющий мандат ФУЗШ

Специалисты все более осознают необходимость того, чтобы наркологические службы учитывали интересы женщин, и растет понимание того, что для оказания качественных услуг требуются гендерные критерии. Так, гендерные критерии все более широко применяются в практике проведения спонсорами оценки проектов, а в принимаемых наркологическими службами подходах и мерах все чаще содержатся программные элементы, направленные на удовлетворение потребностей женщин.

Измерение вышеупомянутых результатов проводится на основе регулярных докладов о проделанной работе в рамках мандата (самооценка), опроса участвующих учреждений для определения востребованности услуг, учитывающих потребности женщин, и, наконец, на основе роста числа публикаций, касающихся женских и гендерных аспектов наркологической помощи в Швейцарии.

Мандат в отношении проекта, касающегося общедоступных служб

ФУЗШ оказывает официальную помощь в разработке руководства по общедоступным службам с учетом интересов женщин. В публикации Women Centred! Requirements for Low-threshold Drugs Services: a Toolkit for Practice данные научных исследований изложены в форме, позволяющей применять их на практике при оказании услуг. В реализации руководства участвуют 10 учреждений, которые обязались в течение двух лет быть участниками проекта. Повышению авторитетности проекта способствует постановка реалистичных и достижимых целей в отношении организации наркологических служб с учетом потребностей женщин. К работе по проекту присоединились весьма заинтересованные и увлеченные специалисты-женщины. Было организовано и сочтено полезным обучение по таким вопросам, как управление проектом, методы и обеспечение устойчивости.

Проблемы

К числу проблем относятся: внесение изменений в кадровый состав; слабое знание методов управления проектами и самооценки в учреждениях; отсутствие уверенности в себе у специалистов-женщин в связи с представлением требований к своим учреждениям и обеспечения их выполнения.

Накопленный опыт

Важное значение имеет наличие центра связи по вопросам и проектам, касающимся наркологических служб, в деятельности которых учитываются потребности женщин. Непременным условием является непрерывность деятельности ФУЗШ и/или действия мандата в области развития наркологических служб, учитывающих интересы женщин; деятельность по передаче знаний, подготовке кадров и установлению связей между специалистами помогла преодолеть предубеждения и стимулировать готовность оказывать наркологическую помощь с учетом потребностей женщин; успешному осуществлению проекта способствовала разработка прикладной документации для определения конкретных возможностей организации наркологических служб с учетом потребностей женщин.

Швейцария: Применение руководящих принципов в проекте "Момент для женщин" в центре анонимной помощи Quai 9 ("Платформа № 9")

Название: "Момент для женщин" в Quai 9

Страна: Швейцария

Контактное лицо: Мюриель Лассер Бержерио

Контактная информация: Group sida Geneva,

Secteur de la rйduction des risques 6, rue de la Pйpiniиre,

1201 Geneva, Switzerland

Телефон: +(41) (22) 344 1418 (домашний)

+(41) (22) 748 2878 (служебный) Эл. почта: a.bergerioux@bluewin.ch

muriele.lasserre@groupesida.ch Неправительственная организация. Срок деятельности: 3 года

Эта общедоступная служба является примером того, каким образом руководство может применяться в рамках программы. В рамках проекта "Момент для женщин" назначается определенное время встречи для женщин в контексте службы, рассчитанной на клиентов обоего пола.

Справка

Quai 9 представляет собой общедоступный центр анонимной помощи, в котором имеется инъекционный инструментарий. На протяжении почти 10 лет социальные работники мобильной службы в Женеве обсуждали необходимость организации услуг с учетом интересов женщин. Кроме того, эта служба по работе с населением приняла участие в исследовании по проблеме женщин, страдающих зависимостью от психоактивных веществ. В 2000 году была поставлена конкретная задача по установлению контакта с женщинами. Центр анонимной помощи Quai 9, который был создан в 2001 году, в 2002 году приступил к оказанию конкретных услуг для женщин, включая выдачу профилактического набора, предназначенного специально для женщин.

Задачи

Проект направлен на решение следующих задач: уменьшить число случаев, когда женщины оказываются в обстоятельствах, делающих их уязвимыми; ограничить число незащищенных половых контактов; улучшить гинекологическое наблюдение; и сократить масштабы насилия в семье и другие проявления агрессивного поведения.

Мероприятия

В рамках проекта "Момент для женщин" назначается время встречи для женщин, а именно каждую среду с 12 до 14 часов. В штат сотрудников входят только женщины из различных служб по уменьшению вреда, представляющие организацию Groupe sida Genиve. На такие еженедельные встречи приходят в среднем 8-12 женщин (из 250 женщин, которые посещают Quai 9, что составляет 25 процентов от общего числа лиц, употребляющих психоактивные вещества).

Проект "Момент для женщин" не предусматривает групповой терапии, а направлен на решение проблем, с которыми приходят женщины. Один раз в месяц присутствуют представители группы жертв изнасилования и службы планирования семьи. Для содействия укреплению чувства собственного достоинства женщинам перед началом обсуждения проблем выдают профилактический набор, содержащий презервативы, смазку-гель, салфетки, полотенце, зеркало, пилку для ногтей, тампоны, список адресов и дезинфицирующий крем "Вита-Мерфен". Обсуждаются темы, касающиеся детей, материнства, насилия в семье, уличного насилия, проституции, контрацепции и жизни в целом.

Результаты/достижения

Женщины регулярно приходят на встречу в рамках "Момента для женщин" и в целом чувствуют себя более непринужденно, обсуждая интимные темы. Коллектив центра признал, что оказание услуг с учетом интересов женщин является элементом обеспечения качества услуг, и сотрудники участвуют в дискуссиях по гендерной проблематике. Профилактический набор, включая презервативы, смазку и информационные листки, находит применение и пользуется большим спросом. Положительный вклад вносят стороны, помогающие проекту, а различные службы, включая Quai 9, предназначенные для уменьшения вреда, делегируют своих сотрудниц для участия в проекте "Момент для женщин". Этот проект привлек к себе внимание средств массовой информации, в частности было опубликовано интервью, и добился признания в рамках сети наркологических служб. Клиенты-мужчины стали менее агрессивными.

Проблемы

К числу проблем, требующих решения, относятся следующие: обеспечение настоящей поддержки со стороны руководства и коллектива; получение финансовых средств; и интеграция проекта "Момент для женщин" в сектор служб по уменьшению вреда в Женеве.

Накопленный опыт

Для успешной организации услуг с учетом интересов женщин требуются поддержка и приверженность со стороны директора и других сотрудников. Именно на этой основе, а также благодаря терпению, убежденности и настойчивости, удалось добиться признания концепции оказания услуг с учетом гендерных факторов.

Европа: Наркологические службы и службы для женщин, подвергающихся избиению

Название: Наркомания как возможность выжить для женщин, сталкивающихся с насилием

Страна: Европа

Контактное лицо: Карин Гогер

Контактная информация: Gudrunstrasse 184/3-4,

1100 Vienna, Austria

Телефон: +(43) (1) 548 60 90

Факс: +(43) (1) 548 60 90/76

Эл. почта: Karin.goger@dialog-on.at

Веб-сайт: www.chance-of-survival.net

www.dialog-on.at Проект осуществлялся с декабря 2001 года по март 2003 года при финансировании Европейской комиссией в рамках программы "Дафни" и Министерством по делам семьи и престарелых, женщин и молодежи Германии.

Справка

Исходными для данного проекта были следующие факторы: тесная связь между психологическими травмами от пережитого насилия и проблемами употребления психоактивных веществ; отсутствие поддержки и консультативной помощи в решении этих двух проблем; и неудовлетворительная работа структур по установлению связей и сотрудничества между наркологическими службами и приютами для подвергающихся избиениям женщин, результатом чего является цикличность проблемы насилия и наркомании. В наркологических службах, которые, как правило, предназначены и для мужчин, и для женщин, опыт пережитого женщинами насилия часто не учитывается. В такой обстановке женщины могут сталкиваться со знакомой системой власти, насилия и зависимости, что ведет к прекращению ими лечения. В то же время приюты для подвергающихся избиениям женщин не способны решать наркологические проблемы, при этом большинство приютов отказываются принимать женщин, если они употребляют психоактивные вещества. Если обе проблемы не решать должным образом, женщины остаются в порочном круге насилия и наркомании с реальной перспективой вновь стать потерпевшими.

Задачи

Проект направлен на решение следующих задач: разработка международных и междисциплинарных критериев и методов с учетом гендерных аспектов в интересах работы с женщинами, которые сталкиваются с насилием; информирование специалистов о такой проблеме, как женщины, наркомания и насилие, и обеспечение учета гендерных аспектов в смешанных коллективах; совершенствование организации служб и повышение доступности помощи для столкнувшихся с проблемами женщин; разработка методов стимулирования мероприятий по развитию самопомощи; вовлечение руководства в процесс разработки и применения критериев и методов, учитывающих гендерные аспекты; и развитие сотрудничества между наркологическими службами и приютами для женщин.

Мероприятия

В рамках проекта сотрудничают службы из четырех стран (Австрии, Германии, Ирландии и Нидерландов) и шесть агентств: HeXenHaus-Hilfe fьr Frauen in Krisensituationen - консультация, женский приют и общежитие для престарелых; Drogenberatung Viersen - традиционная общая наркологическая служба, проводящая консультирование, лечение и профилактику и осуществляющая уход за немощными; SAOL Project Dublin - территориальная наркологическая служба для женщин, призванная помогать женщинам, на основе эволюционирования и развития потенциала, избирать здоровый образ жизни в рамках своих общин; CAD Noord-en-Midden-Limburg, Венло, - общая служба наркологической помощи, осуществляющая консультирование, лечение, профилактику и заместительную терапию и предоставляющая амбулаторные услуги и услуги в условиях стационара; Verein Wiener Sozialprojekte, Вена, - общедоступная служба, которая предоставляет услуги по уменьшению вреда, условия для проживания немощных, помощь в реин-тергации и услуги центра анонимной помощи; и Verein Dialog, Вена, - наркологическая служба, которая осуществляет профилактику, консультирование, лечение и поддерживающую терапию.

На первых этапах в рамках проекта проводились встречи между сотрудничающими организациями, и была оформлена заявка в Европейский союз на получение финансирования; велись переговоры с местными учреждениями относительно реализации проекта и обмена опытом; и принимались меры для мобилизации политической поддержки.

На следующих этапах были разработаны модели "оптимальной практики" организации комплексной помощи страдающим наркозависимостью женщинам, которые сталкиваются с насилием, а также критерии и стандарты, касающиеся основы, содержания, методов и основных подходов применительно к практическим мерам по оказанию помощи женщинам, в том числе в рамках учреждений, предназначенных и для мужчин, и для женщин.

При завершении проекта в Билефельде, Германия, был проведен заключительный симпозиум, на котором были представлены результаты проекта.

Помимо организуемых специально для женщин индивидуальных консультаций, участвующие учреждения разработали меры групповой помощи, например в случае Verein Dialog, для женщин, занятых в секс-индустрии, для женщин, желающих вернуться к созидательному труду и для женщин, содержащихся под стражей в Венском исправительном центре, которым было предложено заниматься общественно-полезной работой. Verein Dialog, совместно с Verein Wiener Sozialprojekte, также организует для женщин курсы самообороны.

Совместно с сотрудниками и клиентами участвующих учреждений была проведена оценка проекта. Сотрудникам были заданы вопросы относительно объединения усилий, принятия практических мер с учетом гендерных аспектов и уделения большего внимания гендерной проблематике. Клиенты-женщины были опрошены относительно приобретенного ими опыта.

Результаты/достижения

Проект содействовал активизации на основе новых подходов комплексного обсуждения темы, касающейся женщин, наркомании и насилия, а также развертыванию в участвующих учреждениях дискуссии относительно особых потребностей клиентов-женщин. Благодаря этому повысилась осведомленность о женщинах, значимых событиях в их жизни и особых потребностях. В результате проведенных обсуждений и анализа соответствующей литературы повысилось понимание гендерных аспектов.

Руководство стало участвовать в работе, связанной с тематикой проекта, и приступило к осуществлению стратегий учета гендерных аспектов, а специалисты стали получать более обширную информацию по этому вопросу из региональных и отраслевых изданий.

Благодаря международному сотрудничеству модели "оптимальной практики" стали использоваться в практической работе участвующих организаций-партнеров, и были приняты меры по расширению и/или улучшению консультативных услуг для женщин, сталкивающихся с проблемами.

Предположение о том, что женщины употребляют психоактивные вещества, чтобы как-то справиться с ситуацией, сопряженной с насилием, привело к новому видению проблемы и оказанию поддержки расширению прав и возможностей женщин. С этой точки зрения женщины рассматриваются скорее не как жертвы насилия, а как лица, пережившие насилие, а употребление психоактивных веществ рассматривается как стратегия, позволяющая справиться с трудностями. Такое отнесение не к жертвам, а к сумевшим выжить может способствовать укреплению у женщин чувства собственного достоинства и ослаблению неприязненного и уничижительного отношения к себе.

Проблемы

Вначале было трудно установить контакт с местными учреждениями, занимающимися проблемами женщин, однако эту трудность удалось преодолеть путем регулярного распространения информации о проекте и приглашения их на презентацию при завершении проекта.

Трудно было также преодолеть конфликт между учреждениями, предназначенными для всех, и учреждениями, предназначенными только для женщин, в том что касается учета гендерных аспектов, особенно конфликт между руководством, в котором доминируют мужчины, и позицией феминисток; однако благодаря обсуждениям и критическому осмыслению различных точек зрения эта трудность была преодолена.

Многим сотрудникам участвующих учреждений требовалась специальная подготовка для работы с психологически травмированными женщинами. Например, в рамках Verein Dialog были организованы курсы повышения квалификации сотрудников.

Данный проект был осуществлен, несмотря на следующие трудности: отсутствие женских наркологических служб, учитывающих гендерные аспекты; отсутствие консультативных услуг, рассчитанных на женщин, и неосведомленность сотрудников относительно женской проблематики; вопросы обеспечения психологической и физической безопасности женщин в учреждениях для лиц обоих полов; отсутствие услуг по уходу за детьми на период посещения женщинами наркологических консультаций, часто объясняемое отсутствием спроса и ресурсов; и отказ в доступе в приюты для подвергающихся избиениям тем женщинам, которые употребляют психоактивные вещества.

Иногда было трудно сформировать группы помощи отдельно для женщин как из-за низкой посещаемости, так и из-за неприспособленности используемых женскими группами помещений, которые предназначены для различных целей. Возможным решением этой проблемы является выделение отдельных комнат для женщин (куда нет доступа мужчинам) и их переоборудование с учетом интересов женщин.

Накопленный опыт

Для обеспечения учета гендерной проблематики важное значение имеет подход "сверху вниз" (т. е. одобрение и поддержка руководства); объединение усилий служб, предназначенных для женщин (например, приютов для женщин, подвергающихся избиениям), и наркологических служб может содействовать снятию запретов, касающихся темы наркомании, и способствовать выявлению нуждающихся в лечении. С другой стороны, благодаря такому объединению усилий наркологические службы обращают более пристальное внимание на пережитое женщинами насилие.

Организация женских групп, даже если в начале их деятельности на встречи никто не приходит, служит указанием женщинам на то, что им есть куда прийти. Учитывая, что требуется некоторое время для развертывания деятельности в местной сети и среди контингента, возможен характеризуемый бездействием период, прежде чем женщины начнут приходить.

Для привлечения женщин наркологическим лечебницам необходимо организовать услуги по уходу за детьми, что будет восприниматься как знак признания женских забот и потребностей, как приглашение женщин с детьми и как стремление обеспечить для женщин доступ к услугам.

Южная Африка: Адаптация методов профилактики распространения ВИЧ, используемых в Соединенных Штатах Америки

Название: Южноафриканская инициатива: пробное исследование по профилактике распространения ВИЧ с уделением особого внимания женщинам Страна: Южная Африка Контактное лицо: Венди Вечсберг Контактная информация: RTI International, 3040 Cornwallis Drive, Hobbs 142, North Carolina, 27709-2194

Телефон: +(1) (919) 541-6422 Факс: +(1) (919) 541-6683 Эл. почта: wmw@rti.org Веб-сайт: http://www.rti.org Статус: неправительственная организация. Это исследование, финансируемое Национальным институтом наркологии, дополняет более крупное исследование, проводимое среди жителей центральных районов в двух городах Америки.

Справка

Правительство Соединенных Штатов выразило желание проверить, можно ли адаптировать разработанные в Америке меры для оказания помощи женщинам в Южной Африке, которым угрожает опасность стать наркоманами и заразиться ВИЧ. Предварительный качественный анализ подтвердил, что женщины часто употребляют психоактивные вещества перед предоставлением сексуальных услуг, чтобы побороть сдержанность и найти смелость обращаться к клиентам. Быстрые темпы распространения ВИЧ и высокая смертность от СПИДа среди чернокожих южноафри-канок репродуктивного возраста часто бывают связаны с употреблением психоактивных веществ и опасной сексуальной практикой; такое положение еще более усугубляют гендерные, классовые и расовые различия. Назрела необходимость в разработке и оценке эффективного решения комплексной проблемы, касающейся употребления психоактивных веществ, полового поведения, связанного с сексом насилия и опасности заражения ВИЧ для женщин.

Задачи

Задачи программы состояли в том, чтобы определить связанные с принадлежностью к разным культурам свойства и различия между жительницами американских городов и южноафриканками, для которых вследствие употребления психоактивных веществ существует повышенная опасность заражения ВИЧ и заболеваниями, передаваемыми половым путем; определить, можно ли программы по профилактике ВИЧ, предназначенные специально для афроамери-канок, злоупотребляющих "крэком" и кокаином, адаптировать применительно к чернокожим южноафри-канкам, занятым в секс-индустрии и употребляющим кокаин; а также повторить опыт и оценить эффективность перенятой практики по сравнению со стандартными мерами вмешательства, направленными на сокращение масштабов потребления психоактивных веществ и сдерживание поступков, связанных с опасностью заражения ВИЧ.

Мероприятия

На начальном этапе проекта было проведено исследование в форме тематического опроса групп, состоящих из представителей основных заинтересованных сторон, включая чернокожих южноафриканок, занятых в секс-индустрии и употребляющих психоактивные вещества, с тем чтобы определить наилучший подход к решению проблем, связанных с рискованным поведением, с учетом их социально-культурной среды и соответствующим образом адаптировать меры вмешательства. Был создан общественный консультативный совет, в который вошли неправительственные организации, недипломированные специалисты, поставщики услуг и исследователи.

К участию в исследовании были привлечены злоупотребляющие наркотиками проститутки из определенных микрорайонов. Женщины, соответствующие критериям отбора, которые согласились участвовать в исследовании, сдали анализы в полевом врачебном кабинете, включая анализ мочи на содержание психоактивных веществ, и прошли оценку в плане употребления психоактивных веществ и опасного полового поведения. Затем для участниц в произвольном порядке был определен один из двух комплексов мер: стандартные меры или меры, ориентированные специально на женщин.

Что касается стандартных мер, то они предусматривали проведение с интервалом в две недели двух индивидуальных одночасовых встреч с сотрудником, который информировал по таким вопросам, как ВИЧ; опасности, связанные с наркотиками и сексом; методы снижения опасности, включая надлежащее использование мужских и женских презервативов; умение говорить с партнером относительно более безопасного секса; серодиагностический тест на ВИЧ; и меры, которые необходимо принимать участницам для профилактики распространения ВИЧ. Комплекс мер, ориентированных на женщин, включал проведение более индивидуальной оценки рисков, связанных с наркотиками и сексом, и выработку конкретных целей для содействия получению женщинами навыков по снижению риска.

Участницами проекта должны были быть чернокожие южноафриканские женщины в возрасте от 18 лет, в анализе мочи которых был выявлен кокаин, которые сообщили о еженедельном употреблении кокаина на протяжении предыдущих 90 дней, которые активно занимались проституцией на протяжении предыдущих 90 дней или имели многочисленных половых партнеров и которые на основе полученной информации согласились участвовать в проекте.

Результаты/достижения

Результаты исследования свидетельствуют об уменьшении доли женщин, которые вступают в незащищенный половой контакт с клиентами за плату или с приятелями, и о снижении масштабов ежедневного употребления алкоголя и кокаина. Уменьшение употребления ежедневно алкоголя и кокаина в большей степени было отмечено у тех, кому была оказана помощь с учетом интересов женщин, чем у тех, кому была оказана стандартная помощь; и наконец, хотя проблема насилия по-прежнему имеет место, участницы, получившие целенаправленную помощь, стали реже подвергаться насилию, чем женщины, получившие стандартную помощь.

Проблемы

В начале исследования основная проблема заключалась в том, чтобы завоевать авторитет и доверие с целью проведения информационно-просветительской работы; эта проблема была преодолена: после одного месяца под наблюдением осталось 80 процентов участниц. Кроме того, набор участниц исследования и поддержание контактов с ними были затруднены присутствием полиции, которая часто совершала облавы в предполагаемых местах работы проституток. Так называемые "диспетчеры" - в основном женщины старшего возраста, которые заведуют финансовыми делами и/или обеспечивают защиту женщин, занятых в секс-индустрии, - иногда просили заплатить или дезинформировали проституток относительно проекта. На возможности женщин приходить на занятия влияла также необходимость выполнения обязанностей по уходу за детьми. В ходе исследования были выявлены также такие проблемы, как насилие в отношении женщин, отсутствие возможностей для занятия легальной работой и ограниченный доступ к качественным мужским и женским презервативам.

Накопленный опыт

Разработанные в Соединенных Штатах меры противодействия распространению ВИЧ и употреблению психоактивных веществ могут эффективно использоваться в условиях Южной Африки, в том числе меры, основанные на расширении прав и возможностей, которые учитывают гендерные и культурные аспекты и направлены на уменьшение употребления женщинами психоактивных веществ, сокращение опасной сексуальной практики и улучшение их социального положения; для более эффективного учета условий жизни женщин и удовлетворения их потребностей важное значение имеет установление общенациональных и общинных связей; для решения столь серьезной проблемы, как насилие, требуются ресурсы; женщины нуждаются в наркологической помощи и лечении, однако таковые труднодоступны.

Рекомендации в отношении успешно зарекомендовавших себя подходов и накопленного опыта

Изложенные ниже рекомендации в отношении успешно зарекомендовавших себя подходов и накопленного опыта отражают результаты обзора литературы, тематических исследований и дискуссий, состоявшихся в ходе совещания Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности по теме "Лечение наркомании у женщин: накопленный опыт", которое было проведено в Вене 15-17 декабря 2003 года.

Программно-пропагандистская деятельность и объединение усилий. Тематические исследования и дискуссии, состоявшиеся на совещании в Вене, свидетельствуют о необходимости программно- пропагандистской деятельности и объединения усилий потенциальных партнеров и заинтересованных сторон в целях повышения осведомленности о важности гендерных факторов. Программно-пропагандистская деятельность и объединение усилий могут содействовать также переходу от осуждения к осознанию необходимости организации лечения с учетом гендерных факторов в интересах как женщин, так и мужчин. Для достижения этого агитационно-пропагандистскую деятельность необходимо осуществлять на всех уровнях: международном, национальном и общинном. В ходе обсуждений на совещании в Вене были определены следующие стратегии:

a) осуществление пропаганды в рамках совещаний и групп по вопросам политики на международном/национальном или местном уровне;
b) использование таких структур, как Организация Объединенных Наций и Европейский союз, для разработки глобальных или региональных планов по вопросам финансирования;
c) ясное изложение целей женщинами, занимающими видное положение в обществе, с целью уменьшить осуждение женщин, употребляющих психоактивные вещества;
d) обеспечение постоянного привлечения внимания к проблеме с помощью исследований, подготовки кадров и выступлений женщин;
e) повышение осведомленности групп, не обладающих достаточными знаниями, например местных средств массовой информации, и использование примеров лечения для демонстрации экономической эффективности;
f) выражение женщинами-политиками идеи о том, что "женщины заслуживают инвестирования" и что успешные результаты сказываются не только на положении самих женщин, но и на положении их семей и общин;
g) осуществление информационно-пропагандистской деятельности на совещаниях за круглым столом с участием представителей всех уровней ответственности, поскольку для обеспечения учета гендерной проблематики необходимо применять подход "сверху вниз";
h) использование механизмов предоставления полномочий общественности в целях повышения осведомленности; установление связей на начальных этапах планирования с потенциальными партнерами/заинтересованными сторонами, которые могут повлиять на результаты осуществления проекта;
i) разработка инициатив в области регионального сотрудничества в целях привлечения внимания людей и повышения осведомленности;
j) использование на уровне общин пропаганды здорового образа жизни, помощи неформальных воспитателей, общественных консультаций и информирования о программах в целях привлечения пациентов и служб, направляющих на лечение.

Эпидемиологические исследования, программа оценки и исследование по моделям вмешательства. Как в литературе, так и в ходе обсуждения на совещании в Вене указывалось на отсутствие достоверной информации о женщинах, употребляющих психоактивные вещества. Кроме того, не хватает оценочной информации о программах для женщин, которая требуется для получения финансирования, и отсутствуют фундаментальные исследования относительно эффективных методов лечения женщин. Была выявлена необходимость в проведении исследований на основе использования различных методов сбора данных (качественных и количественных) в следующих областях:

- эпидемиологические исследования: какие психоактивные вещества употребляются и каковы способы употребления (следует учитывать, что в различных социально-культурных средах могут существовать различные модели структуры и динамики употребления психоактивных веществ мужчинами и женщинами);
- качественный анализ для понимания соотношения мужчин и женщин среди лиц, употребляющих запрещенные психоактивные вещества, поскольку данные об использовании наркологических служб могут не отражать фактическую потребность;
- оценка потребностей с учетом гендерных факторов и разработка соответствующих инструментов и средств для использования в интересах женщин;
- исследование по вопросам лечения, касающееся:
- обращения женщин за помощью и факторов, помогающих или препятствующих обращению за помощью;
- мнений женщин относительно оказания услуг в целях повышения доступности лечения и соответствия услуг потребностям женщин;
- гендерных различий и факторов/практических мер, которые содействуют приему на лечение, непрерывности лечения и его завершению;
- процесса и результатов оценки лечения женщин с учетом гендерных факторов.

Адаптация моделей программ, основанных на доказательствах и оптимальной практике, к тем политическим и со-циально-культурным условиям, в которых находится относящаяся к клиентам группа населения. Тематические исследования свидетельствуют о том, что модели/руководства в отношении основанных на оптимальной практике программ, разработанные в одной стране, можно успешно адаптировать для использования в какой-либо другой стране в ином политическом и социально-культурном контексте. В результате обсуждений на совещании в Вене были определены такие способствующие достижению успеха факторы, как повышение осведомленности, обмены сотрудниками, культурное наставничество, кропотливая работа по адаптации моделей из других стран и обеспечение соответствия языка, используемого при описании услуг, соответствующему культурному укладу. Применимость и адаптируемость научно обоснованных мер вмешательства и программных моделей к различным странам и культурам не обязательно связаны с передачей технологий из развитых в развивающиеся страны - такая передача возможна и в обратном направлении.

Основные положения

В главе 3 основными положениями являются следующие:

- стратегии содействия развитию услуг для женщин, учитывающих гендерные аспекты, предусматривают принятие во внимание гендерной проблематики при разработке национальных стратегий и политики по проблеме наркотиков, при выделении ресурсов, а также при разработке и осуществлении рекомендаций в отношении оптимальной практики и стандартов/руководств в отношении услуг, учитывающих гендерные аспекты;
- для развития услуг, учитывающих гендерные аспекты, требуется пропаганда и отстаивание этой стратегии, объединение усилий и установление связей на различных уровнях (на международном, национальном и общинном) и в рамках служб, включая привлечение руководства к деятельности по содействию обеспечению учета гендерной проблематики;
- развитию и повышению эффективности услуг, учитывающих потребности женщин, могут содействовать передача знаний, подготовка кадров и установление связей между специалистами;
- научно обоснованные меры вмешательства, разработанные в одной стране, могут быть адаптированы для использования в другой стране.

Ссылки

1. D. Hedrich, Problem Drug Use by Women: Focus on Community-based Interventions (Strasbourg, Pompidou Group, 2002) (available at www.coe.int/T/E/Social_Cohesion/pompidou_group/5.Publications/).
2. N. Finkelstein and others, Gender-Specific Substance Abuse Treatment (National Women's Resource Center for the Prevention and Treatment of Alcohol, Tobacco, and Other Drug Abuse and Mental Illness and Substance Abuse and Mental Health Services Administration and Health Resources and Services Administration, 1997).
3. United States of America, Institute of Medicine, Treating Drug Problems, D. R. Gerstein and H. J. Harwood, eds. (Washington, D.C., National Academy Press, 1990) (available at http://books.nap.edu/openbook/0309042852/html/index.html).
4. J. Wallen, "Need for services research on treatment for drug abuse in women", Drug Addiction Research and the Health of Women, Cora Lee Wetherington and Adele B. Roman, eds., NIH publication No. 98-4289 (Rockville, Maryland, United States Department of Health and Human Services, National Institute on Drug Abus, 1998), pp. 229-236 (available at http://165.112.78.61/WHGD/DARHW-Download.html).
5. Health and Welfare Canada, Canada's Drug Strategy: Phase II: a Situation Paper: Rising to the Challenge (Ottawa, Canada, 1994).
6. Health Canada, Best Practices: Treatment and Rehabilitation for Women with Substance Use Problems (Ottawa, Minister of Public Works and Government Services of Canada, 2001) (available at www.cds-sca.com).
7. Health Canada, Profile: Substance Abuse Treatment and Rehabilitation in Canada (Ottawa, Minister of Public Works and Government Services of Canada, 1999) (available at www.cds-sca.com).
8. Australia, Ministerial Council on Drug Strategy, National Drug Strategic Framework 1998-99 to 2002-03: Building Partnerships (Canberra, Australia, 1998) (available at www.health.gov.au/pubhlth/publicat/document/ndsf.pdf).
9. United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland, Department of Health, National Treatment Agency for Substance Misuse, Models of Care for the Treatment of Drug Misusers (London, 2002) (available at www.nta.nhs.uk).
10. D. Abdulrahim, D. Lavoie and S. Hasan, Commissioning Standards: Drug and Alcohol Treatment and Care (London, 1999) (available at www.nta.nhs.uk/programme/guidance/smas_comm_standards.pdf).
11. Germany, Drug Commissioner of the Federal Government, Key points for the Action Plan on Drugs and Addiction (Germany, 2002) (available at www.drugpolicy.org/docUploads/Eckpunkte_.pdf).
12. I. Vogt, "Drug dependent women in Germany", presentation at the meeting of the United Nations Office on Drugs and Crime entitled "Women's Drug Treatment: Lessons Learned", Vienna, 15-17 December 2003.

Библиография

Council of Europe, Pompidou Group. Pregnancy and drug misuse: up-date 2000. Proceedings of the seminar on pregnancy and drug misuse, Strasbourg, France, 29 and 30 May 2000.
Pregnancy and drug misuse. Proceedings of the symposium on pregnancy and drug misuse, Strasbourg, France, 6 and 7 March 1997.
Women and Drugs. Proceedings of the international expert seminar on women and drugs, Prague, 22-25 November 1993.
Women and opiate addiction; a European perspective. By P. Stocco and others. IREFREA and European Commission, 2002.
Women drug abuse in Europe; gender identity. By P. Stocco and others. IREFREA and European Commission, Venice, Italy, 2000.



ВНИМАНИЕ!!! Вся информация предоставляется исключительно с образовательной целью.
Наркотики вызывают зависимость, вредят здоровью и угрожают жизни!

 © 2007-2018 Наркотики.SU
 ссылки статьи контакты реклама

Энциклопедия наркотиков
все о наркотиках и лечении наркомании

Rambler's Top100  
Free Web Hosting