Энциклопедия наркотиков
главная | а | б | в | г | д | з | и | к | л | м | н | о | п | р | с | т | ф | х | ц | ч | ш | э | наркомания | алкоголизм | курение | лечение | личности | закон  

Социальные факторы и мотивы потребления учащейся молодежью наркотических и токсических веществ:



Источник: Залыгина Н.А. Как уберечь подростка от наркотиков» под ред. - Мн., 2000.

Социальные факторы потребления наркотических и токсических веществ во многом идентичны факторам ранней алкоголизации. Не случайно, у современных учащихся эпизодическое потребление алкоголя, наркотиков и токсических веществ прекрасно "уживаются" друг с другом. Во всяком случае, употреблению наркотиков всегда предшествует употребление алкоголя и табака. Снятие подростком внутреннего запрета на потребление алкоголя фактически снимает запрет на потребление других психотропных средств, что не осознается взрослыми. Ведь стереотипы восприятия психоактивных веществ взрослых и несовершеннолетних не совпадают. Если взрослый человек рассматривает, например, алкоголь как элемент обыденной жизни, то подростки часто, анализируя произведенный им эффект, видят в нем новый смысл бытия, формируется иное, чем у взрослых, ценностное отношение к измененному состоянию сознания как таковому.

Среди факторов подростковой наркотизации можно выделить следующие:

- глобальные социальные и социокультурные;
- индивидуально-биологические (физиологические);
- индивидуально-психологические особенности и аномалии личности;
- социально-психологические и социально-педагогические.

Индивидуально-биологические особенности личности ( наследственная отягощенность в отношении психических заболеваний и алкоголизма, тяжелые соматические заболевания и нейроинфекции в раннем детстве, органические поражения мозга, задержка интеллектуального развития) могут влиять на развитие ранней наркомании. Однако, эти особенности не могут объяснить аддитивного поведения значительной части несовершеннолетних, массового потребления ими психотропных средств. К индивидуально-биологическим можно отнести и возрастные психофизиологические особенности подростка, которые могут быть косвенными факторами первичной наркотизации, например. психоэндокринный сдвиг в подростковом возрасте как особом периоде физиологического развития, когда вследствие изменений общей и нервной реактивности значительно повышается риск возникновения пограничных нервно-психических расстройств и связанных с ними поведенческих реакций.

В подростковом возрасте возможны резкие и не всегда прогнозируемые проявления саморазрушительного поведения. Конечно, в этом поведении преобладает внешняя, демонстративная поведенческая детерминанта, но это не снижает опасности рискованных и разрушительных последствий для экспериментирующего над собой подростка. При этом предупреждения взрослых, чужой опыт, возможные телесные повреждения и увечья и даже перспектива смерти не являются для подростка барьером на пути принятия "своих" решений.

Однако, возрастные психофизические особенности не доминируют как факторы первичной наркотизации. Ведь одни старшеклассники, находясь в объективно равных психофизиологических возрастных условиях, сохраняют наркоустойчивость, тогда как другие начинают употреблять наркотические вещества.

Некоторые исследователи считают, что индивидуально-психологические факторы, связанные, главным образом, с особенностями характера, оказывают влияние на риск быть вовлеченным в систему потребления наркотических и токсических средств. Эти вещества, с их точки зрения, потребляют молодые люди с выраженными тенденциями к самоутверждению и немедленному выполнению своих претензий, заниженной способностью к длительной целенаправленной деятельности, раздражительные, склонные к избыточному фантазированию, демонстративному проявлению чувств, подражанию и лжи. Другие исследователи связывают аддитивное поведение с выраженной акцентуацией характера, причем, тип акцентуации определяет, с их точки зрения, предпочтительный выбор психоактивного вещества (эпилептоиды предпочитают галлюциногены, истероиды - транквилизаторы, шизоиды - опиаты и гашиш).

Однако, представленная точка зрения не разделяется большинством педагогов и психологов, поскольку перечисленные выше особенности характера (выявленные, кстати, у молодых потребителей психотропных средств) могли быть сформированы условиями длительного их приема.

Искать в личности подростка некую специфическую предрасположенность к наркотикам - ошибочно. Но, хотя "донаркотической" личности не существует, достаточно часто отмечается ряд общих черт, свойственных подросткам, употребляющим наркотические и токсические вещества. И среди них одно из главных - низкая психоэмоциональная устойчивость и склонность неадекватно реагировать на фрустрирующие обстоятельства, неумение найти выход из психотравмирующей ситуации. Эти черты свойственны не только подросткам с аддитивным поведением, но и в целом социально дезадаптированным подросткам. Часто эти люди, столкнувшись с невозможностью преодолеть фрустрирующую ситуацию, не имеющие эффективных способов психологической защиты, оказываются перед выбором: невроз или употребление психотропных средств. Употребление последних, в данном случае, можно рассматривать как защитную активность перед лицом трудностей, которые препятствуют удовлетворению наиболее значимых потребностей.

У подростков с аддитивным поведением отмечается также отсутствие некоторых, присущих возрасту, новообразований, необходимых социальных качеств, отсутствие или ослабление мотивов к учебе и трудовой деятельности, социальная инфантильность с ее установкой на материальную зависимость от взрослых, недостаточно развитые элементы самоопределения (видение своих будущих социальных функций, места и роли в социальных группах, куда он намерен войти), неспособность адекватного восприятия социальных ситуаций, связанных с необходимостью преодоления жизненных трудностей, налаживания отношений с окружающими, правильной регуляцией поведения. Все перечисленное выше - социальные, а не индивидуально-личностные качества, связанные с аномалиями характера. Да и маловероятно, чтобы все потребители, например, канабиса (марихуана, гашиш) или "экстази" имели личностные расстройства.

К социально-педагогическим факторам, способствующим аддитивному поведению, следует отнести перечисленные выше признаки социальной незрелости личности, добавив сюда также отсутствие социально одобряемой активности и социально значимых ценностных установок, узкий и неустойчивый круг интересов, отсутствие увлечений, дефицит мотивации достижений, уход от ответственных ситуаций и решений.

Употребление наркотических и токсических веществ можно рассматривать как частный случай культа потребительства, к сожалению, распространившегося среди молодежи, а именно, как стремление "потреблять счастье как товар". Этим, в сущности, тоже может быть обусловлено отсутствие внутренних запретов на прием психотропного вещества.

Нарушенная социальная микросреда, дезадаптация подростков в ближайшем значимом социальном окружении могут рассматриваться в качестве социально-психологических факторов подростковой наркотизации. Сюда в первую очередь следует отнести функционально несостоятельную семью. В широком смысле под ней понимается семья, в которой подросток не чувствует себя комфортно по различным причинам. Этими причинами могут быть дефектные условия воспитания, искажение семейных взаимоотношений, приводящие к неправильному освоению социальных ролей, отсутствие братьев и сестер, раннее вынужденное освобождение из-под опеки взрослых, алкоголизм или наркомания у кого-либо из значимых для подростка взрослых.

Однако, отклонения в его поведении не связаны жестко с объективными характеристиками жизнедеятельности семьи. Специфика значимого социального окружения, в первую очередь социокультурная специфика первичной социализирующей группы (семьи), будет более тесно связана с особенностями подростковой девиантности. Социальных педагогов, работающих в тесной связи с инспекциями по делам несовершеннолетних, давно насторожил следующий факт. Если раньше на учете в ИДН и на внутришкольном учете стояли в основном подростки из социально неблагополучных семей, то сейчас отмечается рост таких несовершеннолетних из семей обычных, без видимых признаков неблагополучия. Например, только четвертая часть всех подростков, состоящих на учете в ИДН в г. Солигорске живет в семьях, где полностью отсутствуют условия воспитания. Таким образом, и в значительной части "нормальных" семей могут существовать условия, детерминирующие рост некоторых форм девиантности.

К социально-психологическим факторам аддитивного поведения подростка следует отнести и возможное нарушение взаимоотношений в учебной группе или группе общения ("компании друзей"), либо низкий групповой статус.

Безусловно, все рассмотренные выше факторы подросткового аддитивного поведения, связанного с употреблением психотропных средств, действуют взаимосвязано. Негативное воздействие одного компенсируется отсутствием другого. Однако, к сожалению, чаще встречается комплексное негативное воздействие. Так, традиционные возрастные психофизиологические проблемы старшеклассников часто усиливаются нарушением взаимодействия в учебном коллективе, в группе общения, в семье, что приводит к общей социальной дезадаптации подростка. Протестные формы поведения и высказываний провоцируют конфликты со взрослыми (учителями и родителями), тяжело переживаются подростком нарушения взаимоотношений с "компанией друзей". Боясь стать отверженным, он часто вынужден демонстрировать лояльность к своей группе общения, в т.ч. и в девиантной форме.

Перед дезадаптированным подростком возникает много проблем. Нельзя сказать, что учителя школ не участвуют в решении проблем старшеклассников. На вопрос "Есть ли в школе учителя, способные помочь в трудную минуту, около половины опрошенных (49,6%) ответили, что есть, но их мало, 11,3% - что их много, 12,9% - что таких учителей в школе нет. Несмотря на возрастной нигилизм, подростки заинтересованы в помощи со стороны учителей и рассчитывают на внимание к своим проблемам, среди которых были названы следующие:

- постоянные назидания со стороны родителей и ссылки на чужой опыт (67,7%);
- постоянные наставления с стороны родителей и близких родственников (61,3%);
- диктат и насилие со стороны учителей (39,3%), родителей (32,1%) и товарищей (28,5%);
- другие проблемы (40,0%).

У 19,5% подростков были конфликты с милицией по поводу поведения в общественных местах ( среди "трудных" - у 41,7%). 65,7% старшеклассников жалуется на непонимание со стороны родителей, 26% - со стороны учителей и 18,4% - со стороны товарищей.

Внимание к подростковым проблемам со стороны педагога, которому они доверяют, более всего ценится старшеклассниками-девиантами, поскольку степень доверия к родителям у них часто невысока. Так, больше половины опрошенных в ходе социологических исследований старшеклассников, "трудных" (55,6%) никогда не рассказывает о своих проблемах отцу и около трети (29,9%)-матери. Степень доверительности в отношении родителей в совокупности "трудных" и "обычных" различается существенно (см. табл. 1.).

Таблица 1. Степень доверительности старшеклассников в отношениях с родителями (%)

Рассказывают о своих проблемах В совокупности “трудных” подростков В контрольной группе
Всегда Иногда Никогда Всегда Иногда Никогда
Отцу 1,8 42,6 55,6 5,6 44,3 50,1
Матери 25,5 45,8 28,7 32,9 51,1 16,0
Другим родственникам 12,0 22,0 66,0 6,4 37,7 55,9

Степень комфортности подростка в семье определяется его взаимоотношениями с родителями, в первую очередь с матерью. Более низкий уровень доверительности к старшим членам семьи говорит о дефектах семейного общения и дезадаптации подростка в семье. Низкий уровень доверительности в отношениях с родителями позволяет прогнозировать высокую степень деструктивности в разрешении семейных конфликтов между старшими членами семьи и подростком, когда столкновение не разрешает, а усиливает противоречия, сохраняется и даже нарастает напряженность во взаимоотношениях членов семейной группы.

Как правило, в семьях с низким уровнем доверительности между родителями и подростками, родители редко знают, что и где делают их сын или дочь в свободное время. Не случайно, среди подростков-девиантов положительных ответов на вопрос "Знают ли родители, где Вы бываете в свободное время?" было существенно меньше, чем в контрольной группе (см. табл. 2.).

Таблица 2. Осведомленность родителей о том, где старшеклассник проводит свободное время, %

Знают ли родители, где старшеклассник проводит свободное время У “трудных” подростков У подростков контрольной группы
Всегда знает Иногда знает Никогда не знает Всегда знает Иногда знает Никогда не знает
Мать 34,2 52,9 12,9 44,4 44,9 10,7
Отец 16,1 51,8 32,1 27,1 45,8 27,1

Таким образом, одним из направлений профилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма среди несовершеннолетних следует считать своевременное выявление функционально несостоятельных семей и коррекцию условий семейного воспитания.

Мотивы приобщения несовершеннолетних к наркотическим и токсическим веществам можно представить в виде четырех обобщающих блоков: стресс, внушаемость, любопытство, подражание.

Круг явлений, вызывающих травматические стрессовые нарушения у подростков достаточно широк и охватывает множество ситуаций, не только связанных с такими реальными стрессогенными ситуациями, как угроза собственной жизни или жизни близкого человека, угроза физическому здоровью , образу "Я" или социальному благополучию. Исследователи проблем ранней наркомании рассматривают в качестве стрессогенной для старшеклассника ситуацию значительной интеллектуальной и психической нагрузки. Они обнаружили парадоксальный, на первый взгляд, фактор риска вовлечения в потребление наркотических и токсических веществ - "хорошие способности". Способные дети учатся без психического и интеллектуального напряжения. У них складывается установка: мы должны учиться легче и лучше других. На фоне этого не формируется способность к преодолению значительных нагрузок. Если такой подросток попадает в ситуацию, когда требуется значительное интеллектуальное и психическое напряжение, он становится беспомощным. Таким образом. любая значительная интеллектуальная и физическая нагрузка, на пределе адаптационных возможностей подростка может рассматриваться как средство формирования его психоэмоциональной устойчивости в экстремальной ситуации.

Стрессогенная травмирующая ситуация, связанная с угрозой образу "Я" в подростковом возрасте возникает чаще, чем у зрелого человека.

К сожалению, достаточно часто травмирующие для подростка ситуации связаны со школой. И это не только ситуации оценки учебной деятельности. Исследования взаимоотношений в школах, которые показывают, что следствием жесткого разделения на потоки учеников разного уровня успеваемости является состояние хронического стресса у многих учащихся.

В качестве стрессообразующей для подростка может рассматриваться социальная ситуация конфликта ценностей прививаемых школой и тех, которые молодежь усваивает вне школы, когда вся внешкольная самостоятельная жизнь как бы отвергает все ценности и нормы, усвоенные в процессе школьной жизни.

Наиболее отчетливо в качестве мотива первичного употребления наркотического и токсического вещества у подростков просматривается любопытство - ценнейшее качество личности, которое в детском и подростковом возрасте вследствие наличия базовой возрастной иллюзии ("со мной ничего не может случиться") иногда приводит к непоправимому ущербу и, даже, гибели. У подростков жажда новых впечатлений сильнее страха смерти, а поиск физического риска - это продолжение поиска нового опыта. Особенно здесь обращает на себя внимание присущее возрасту стихийное проявление побуждений, связанных с недостаточно сформированным представлением о ценности жизни. Экспериментирующие над собой подростки часто забираются на высоту, подвергают себя различного рода лишениям, испытывают волю болезненными экспериментами (прижигают кожу, наносят татуировки). Как показали исследования ценностных ориентаций старшеклассников, ценность "здоровье" у городских учащихся, занимает по значимости восьмое место в ряду значимых жизненных ценностей.

Взрослым легко получить ложное представление об уровне зрелости подростков в возрасте 12-14 лет, так как многие из них выглядят такими независимыми, одеваются как более старшие молодые люди, они могут демонстрировать вполне взрослый уровень мышления и соответствующий лексикон. В действительности же эти подростки пугаются при просмотре фильмов-ужасов, нуждаются в продолжительном сне, заданиях только на ближайшее будущее со множеством напоминаний, что подходит срок выполнения. Их любопытство тоже нуждается в соответствующем контроле своего удовлетворения. Да, им свойственна чувствительность к скуке, стремление к знакомству с новыми людьми, неприятие рутины, скучных занятий. Однако, при равной потребности в поиске впечатлений формы ее проявления на поведенческом уровне могут быть различны. Известны три формы ее опредмечивания: физический риск, интеллектуальная активность, социальный риск. Возрастная особенность подростков - связь устойчивых форм поведения с социальным риском.

Даже если исходной ситуацией первичной наркотизации является любопытство, связанное с особенностями возраста, то реализуется оно непременно в группе, где возникают новые мотивы аддитивного поведения, в основе которых лежат подражание и внушение. В человеческих сообществах, в т.ч. и малых (контактных) группах новое поведение часто усваивается путем наблюдения за поведением других и его иммитацией. Дети в определенных условиях, скорее, будут моделировать себя по сверстникам, а не по взрослым или по моделям людей, чьи стандарты поведения находятся вне пределов досягаемости. Наибольший эффект достигается при соучаствующем моделировании поведения, дающего опыт совместного взаимодействия. В отчете об исследовании молодежной наркомании Федерального управления криминальной полиции Германии отмечается: уже примерно 20 лет ходят слухи о совращении молодежи торговцами наркотиками, которые либо тайно продают наркотики ученикам или молодым людям, либо дают им возможность бесплатно пробовать наркотики, делая их зависимыми, и тем самым, превращая в своих клиентов. Наилучшим местом для таких контактов все еще считают школу. Реальность, однако, выглядит по-другому. Потребление наркотиков, как правило, есть результат процесса социального научения. Знакомство с потреблением наркотиков начинается обычно в результате дружеских контактов с другими потребителями наркотиков. Первое потребление "слабых, мягких" наркотиков происходит в кругу знакомых, причем господствуют мотивы любопытства и приспособления к своей возрастной группе. Для продолжения потребления решающим является то, что оно не вызывает отрицательных эмоций либо дает такие положительные эффекты, как признание, принадлежность к группе и т.п., которые делают привлекательным дальнейшее потребление". Любопытство и снятие сдерживающих факторов, по-видимому, являются существенными моментами в начальном потреблении наркотиков (см. 37, 38).

Неотъемлемое условие втягивания в наркотизацию - наличие группы, которая может включать хотя бы одного употребляющего наркотические или токсические вещества и формирование социальной зависимости от группы.

Анализ ответов респондентов на вопросы, фиксирующих как возможное употребление подростками наркотических и токсических веществ, так и отношение к нему, показал следующее. Круг знакомых, употребляющих наркотические и токсические вещества у "трудных" подростков шире, чем у подростков контрольной группы. Около половины (48,6%) опрошенных "трудных" ответили, что лично знакомы с людьми, употребляющими наркотические вещества и больше половины (56,9%) - с теми, кто употребляет токсические вещества. Среди "обычных" подростков таких ответов, соответственно, 34,6% и 25,7% (см. табл. 3.).

Таблица 3. Контакты старшеклассников с людьми, употребляющими наркотические и (или) токсические вещества, %

Лично знают людей, употребляющих В совокупности “трудных” подростков В совокупности подростков контрольной группы
Да Нет Не отв. Да Нет Не отв.
Наркотические вещества 48,6 48,6 2,8 34,6 59,7 5,7
Токсические вещества 56,9 34,7 8,4 25,7 61,3 13,0

Ответы на вопрос о том, приходилось ли лично когда-либо употреблять наркотические и (или) токсические вещества были смещены в сторону "не пробовал" (68,1% у девиантов и 86,6% - у обычных подростков). 9,7% респондентов-девиантов и 6,4% "обычных" один раз употребляли наркотическое и (или) токсическое вещество, и ,соответственно 22,2% и 6,6% употребляли его несколько раз (см. табл. 4.).

Таблица 4. Частота потребления наркотических и токсических веществ старшеклассниками, %

Употребляли наркотические и (или) токсические вещества В совокупности “трудных” подростков В совокупности подростков контрольной группы
Однократно 9,7 6,4
Несколько раз 22,2 6,6
Не употребляли 68,1 86,5
Не ответили 0,0 0,5

Безусловно, эти цифры лишь приблизительно отражают реальное потребление старшеклассниками республики наркотических и токсических веществ, хотя бы потому, что основной массив опрошенных был из населенных пунктов с большей динамикой их потребления, а также потому, что подростки-девианты этих пунктов составили почти половину массива.

Факт реального, а не декларируемого употребления наркотических и токсических веществ старшеклассниками подтверждается высокой степенью корреляции положительных ответов на вопрос об употреблении этих веществ со степенью отчетливости представлений респондентов о состоянии человека под их воздействием (коэффициент связи 0,36). Т.е.значительная часть тех, кто ответил, что хотя бы раз пробовал эти вещества, представляет человека под их воздействием достаточно отчетливо.

Есть косвенные данные, свидетельствующие о том, что потребление наркотических и (или) токсических веществ в подростковой среде часто носит групповой, а не индивидуальный характер. Около трети (29,8%) учащихся, ответивших, что они лично знают людей, употребляющих наркотические и (или) токсические вещества, представляют себе ощущения под воздействием этого вещества достаточно отчетливо. Таким образом, степень отчетливости состояния наркотического и (или) токсического опьянения выше у респондентов, лично знакомых со сверстниками, употребляющими наркотические и (или) токсические вещества.

Важнейшим средством предотвращения формирования социальной зависимости при эпизодическом потреблении наркотических и токсических веществ, как важнейшего условия аддитивного поведения, является своевременное выявление и разрушение группы, для которой характерны данные формы девиантного поведения. Однако, эти группы нередко построены по принципу, когда целостность команды поддерживает не лидер, а все члены группы. Поэтому выход из нее часто жестко и беспощадно карается. Группа, для которой характерно употребление наркотических или токсических веществ, представляет собой "бюрократическую систему" и подчиняется принципам незаменимости, коллективной безответственности, слепым выполнением своей маленькой роли каждым. Такую организацию сломать гораздо труднее, чем компанию, где давлеет один лидер. Уход из нее подростка сопровождается избиениями и издевательствами. Иногда хорошо сплоченную девиантную группу, для которой характерны эпизодическое совместное потребление наркотических или токсических средств используют в своих корыстных интересах, в том числе и получения дохода от распространения наркотических и токсических средств, взрослые девианты.

Анализ возможных мотивов употребления наркотических веществ среди несовершеннолетних показал, что представления об этих мотивах различны у тех, кто испытал воздействие, включен в круг общения с людьми, их употребляющими и тех, у кого нет такого круга общения, кто не имеет отчетливого представления об их воздействии. У более "компетентных" респондентов среди субъективных мотивов употребления наркотических веществ чаще встречаются "неудовлетворенность жизнью и желание отвлечься от нее", а "некомпетентные" чаще считают, что основными мотивами, побуждающими несовершеннолетних к употреблению этих веществ является "любопытство" и "давление группы".

Декларируемые мотивы употребления токсических веществ у тех, кто сам с высокой степенью вероятности включен в такую деятельность, смещены в сторону "желания испытать острые ощущения" и "эти вещества заменяют спиртные напитки" Среди тех, кто не употреблял токсических веществ и не имеет знакомых в этой среде преобладает точка зрения, что основными мотивами здесь являются "любопытство" и "давление группы" (см. табл. 5.).

Таблица 5. Мотивы употребления наркотических и токсических веществ, %

Мотивы употребления наркотических и (или) токсических веществ У подростков-девиантнов У подростков контрольной группы
имеющих опыт употребления не имеющих опыт употребления имеющих опыт употребления не имеющих опыт употребления
Наркотических веществ Чтобы испытать сильные незнакомые ощущения 16,3 27,8 15,0 7,7
Из любопытства 11,3 21,1 3,3 17,3
От скуки 5,2 5,1 8,0 3,4
Эти вещества заменяют спиртные напитки  2,7 12,7 0,2 3,7
Так принято в компании 8,2 14,2 7,3 12,9
Подражают друг другу 5,8 5,6 3,4 3,7
Из-за неудовлетворенности жизнью 22,3 5,6 15,3 2,2
Престижно, модно 0,5 0,3 2,3 5,2
Иные мотивы 10,3 0,8 6,9 0,2
Не ответили 17,4 6,8 38,3 43,7
Токсические вещества Чтобы испытать сильные незнакомые ощущения 17,8 10,2 15,5 3,2
Из любопытства 11,1 10,8 11,4 10,2
От скуки 9,7 10,8 5,4 15,5
Эти вещества заменяют спиртные напитки     29,7     9,3     9,7     3,7
Так принято в компании   18,3   11,2   10,5   10,7
Подражают друг другу   4,2   5,6   3,8   0,5
Из-за неудовлетворенности жизнью   3,8   0,1   3,2   0,3
Престижно, модно 3,2 0,3 3,3 0,0
Иные мотивы 0,6 4,5 0,7 0,0
Не ответили 1,6 37,2 36,5 55,9

Таким образом, существенным фактором, влияющим на употребление молодежью наркотических и (или) токсических веществ является социальная дезадаптация, проявляющаяся в неудовлетворенности жизнью и желании отвлечься от нее (об этом свидетельствуют мотивы "от скуки", "стремление испытать острые ощущения", "неудовлетворенность жизнью") и социально-коммуникативный фактор, детерминирующий употребление этих веществ как проявление лояльности к группе общения ("так принято в компании", "подражают", "престижно", "модно"). Фактор общей социальной дезадаптации преобладает как детерминирующий у тех подростков, которые с высокой степенью вероятности сами, хотя бы однократно, пробовали наркотическое и токсическое вещество. Основное внимание в профилактике рассматриваемых форм девиантности должно быть направлено на выявление дезадаптирующих подростка проблем и изменение направленности общения в компании друзей.

Чаще всего употребление алкоголя, наркотических и токсических веществ осуществляется подростками в свободное время. Прямые формы контроля со стороны педагогов здесь малоэффективны: неорганизованная досуговая деятельность несовершеннолетних контролю практически не поддается, они его избегают. Наиболее эффективной формой контроля здесь будет организация самой досуговой деятельности, заполнение ее значимым содержанием. 56,6% опрошенных старшеклассников имели выявленные интересы или увлечение в сфере досуга. Среди подростков-девиантов таких несколько меньше (40,7%).

При наличии интереса к содержательной деятельности контроль досуга подростка может быть осуществим косвенно через организацию досуга в значимых для несовершеннолетних и социально поощряемых формах. В этой связи встает вопрос о развитии кружковой и секционной работы в школах. Она здесь, как правило, не является платной, кружки и секции находятся недалеко от места жительства. Это могло бы сделать посещение их самым популярным видом достуговой деятельности, если бы содержание их деятельности совпадало с интересами самих подростков. Как показали социологические исследования, наиболее популярны среди старшеклассников следующие виды кружковой и секционной работы (см. табл. 6.).

Таблица 6. Какие кружки и секции хотелось бы посещать старшеклассникам

Содержание деятельности кружка или секции Количество выборов (%) Ранг
Компьютерный 38,4 1
Спортивный 23,1 2
Кройки и шитья 23,1 2
Иностранного языка 15,4 3
Автомобильный  7,7 4
Художественно-эстетической направленности 7,7 4
Кружки технического творчества 6,5 5
Экологический 6,3 6
Другие 7,7 4

По данным исследований, количество учащихся, занимающихся в кружках и секциях при школах снижается. Только 35,3% старшеклассников в 1998 г. участвовали в кружково-секционной работе. Число спортивных секций и кружков при школах сокращается наиболее интенсивно, а интерес к спорту у подростков традиционно высок.

При наличии социально значимых досуговых способностей и их положительной оценке несовершеннолетним существует возможность использовать эти способности в коррекции поведения. Дело в том, что асоциальные качества "трудного" подростка, его привычки и наклонности закрепляются в деятельности, поскольку он постоянно в ней "упражняется". Коррекция поведения его происходит, в основном, в словесной форме (коррекционных педагогических бесед). Положительный социальный опыт у такого подроста часто ограничен. Для преодоления отрицательных стереотипов поведения необходимо создавать специфические условия для закрепления положительного социального опыта. Содержательный контролируемый досуг способствует формированию несовершеннолетним результатов собственной просоциальной деятельности, чувства удовлетворенности от нее.

В социальной педагогике принято считать, что наиболее значимыми детерминантами поведения являются ценностные ориентации личности. Их анализ в опрошенной совокупности показал специфику ценностной детерминации поведения у "трудных" подростков и подростков контрольной группы. Подростки-девианты выше, чем "обычные" ценят хорошие отношения с родителями и учителями, достаток, секс, красивую внешность и силу (последняя ценится в два раза выше, чем в контрольной группе). Меньше ценятся в совокупности "трудных" верные друзья, любовь и семья, хорошие знания, карьера и возможность самореализации, общение с природой, сохранение и укрепление здоровья (см. табл. 7.)

Таблица 7. Ценностные ориентации старшеклассников, %

Значимые терминальные ценности

Количество ответивших
“трудные”

подростки
подростки контрольной группы
Сохранение и укрепление здоровья 52,8 59,7
Общение с природой 5,6 8,2
Верные друзья 70,8 79,2
Хорошие отношения с родителями 70,8 60,8
Хорошие отношения с учителями 20,8 15,8
Будущая работа, профессия 47,2 56,1
Любовь, семья 45,8 58,3
Сила 23,6 10,7
Знания, хорошая учеба 25,0 30,8
Достаток, деньги 45,8 34,1
Карьера, личный успех 23,6 30,4
Секс 20,8 13,6
Красивая внешность 16,7 13,3
Возможность продвинуться в жизни 19,4 23,5
Иное 1,3 1,3

Вызывает тревогу недостаточно сильная ориентация школьников на сохранение и укрепление здоровья. Помимо возможного в будущем, да и в настоящем, пренебрежения к собственному здоровью и, как следствие, распространения вредных привычек, детерминированного несформированной установкой на здоровье как сверхценность, имеет место тесная связь между отсутствием у старшеклассника значимости здоровья и отсутствием значимости социальной среды, в которой он родился и вырос. Т.е., формирование установки на здоровье как сверхценность - проблема не только экологического, антиалкогольного и антинаркотического воспитания оно предполагает также формирование у подростка значимой социальной самоидентификации, чувства принадлежности к городу, району, школе, двору, т.е. воспитания значимости социально-культурно-географической среды.

Таким образом, основу внутренних побудительных сил, формирующих аддитивное поведение, составляет механизм поиска впечатлений на фоне неразвитости сферы потребностей, подражание взрослым и, чаще, сверстникам, потребность в саморегуляции внутреннего состояния, особенно в психотравмирующей ситуации.

Публикации по теме:
· Личко А., Битенский В. Подростковая наркология
· Наркомания в подростковой среде
· Подростковая наркомания
· Как уберечь подростка от наркотиков
· Как разговаривать с детьми о наркотиках
· Стоит ли волноваться, что ребенок начнет принимать наркотики?
· Авторитарное воспитание и наркотики
· Дети и наркотики
· Как становятся наркоманами


ВНИМАНИЕ!!! Вся информация предоставляется исключительно с образовательной целью.
Наркотики вызывают зависимость, вредят здоровью и угрожают жизни!

 © 2007-2018 Наркотики.SU
 ссылки статьи контакты реклама

Энциклопедия наркотиков
все о наркотиках и лечении наркомании

Rambler's Top100  
Free Web Hosting