Энциклопедия наркотиков
главная | а | б | в | г | д | з | и | к | л | м | н | о | п | р | с | т | ф | х | ц | ч | ш | э | наркомания | алкоголизм | курение | лечение | личности | закон  


Социальная работа с героиновыми наркоманами. Профилактический аспект:



Автор: Вадим Захаров
Источник: Информационно-публицистический ресурс "Нет нароктикам".

Согласно статистическим данным, 90% от общего числа наркозависимых в Российской Федерации - это героиновые наркоманы. Именно поэтому можно смело говорить о наркомании в нашей стране как о героиновой наркомании.

Особенностью героиновой наркомании является то, что она является одним из самых тяжёлых наркологических заболеваний и, к тому же, одним из самых распространённых на сегодняшний день видов химической зависимости. Медицинскими особенностями героиновой наркомании являются:

- крайне интенсивное паталогическое влечение;
- преимущественно внутривенный путь потребления наркотического вещества;
- быстрота морально-нравственной деградации;
- затруднённость проведения с этой группой больных медицинских и социотерапевтических мероприятий.

Следовательно, помощь данному контингенту есть наиважнейшая задача нашего государства, общества, различных специалистов и в том числе специалистов по социальной работе, с целью предотвращения различных негативных социальных последствий. Среди них особенно выделяется сильнейшая криминализация не только самого наркозависимого, но и всего общества. Темпы роста криминализации общества прямо пропорциональны росту числу наркотически зависимых людей, например за 2000 год зафиксировано 185 тысяч преступлений, связанных с наркотиками, - это почти в 2 раза больше, чем в 1999 году. В целом же за последние 5 лет количество преступлений, совершенных на почве наркомании, возросло в 4,8 раза. Необходимо отметить, что «с ростом потребителей психоактивных веществ наблюдается увеличение заболеваемости ВИЧ-инфекцией, вирусными гепатитами «В» и «С», сифилисом, передающмися как половым путём, так и при внутривенных инъекциях одним шприцом несколькими наркоманами. В Российской Федерации основной причиной заражения гепатитами и ВИЧ-инфекцией является внутривенное потребление наркотиков: 70 процентов инфицированных этими заболеваниями являются потребителями наркотиков» [1].

Основная масса больных героиновой наркоманией в настоящее время сосредоточена в лечебно-профилактических учреждениях системы Министерства Здравоохранения Российской Федерации. Вместе с тем, социальная работа в них на сегодняшний день практически не налажена, несмотря на многочисленные «нормативные декларации». В этой связи, учитывая высокую актуальность и ведомственную целесообразность, необходимо глубокое изучение, анализ и разработка социальной работы с героиновыми наркоманами с акцентом на профилактический этап оказания помощи.

При медико-социальной работе с героиновыми наркомана, по мнению специалиста - нарколога Ю.В. Валентика, основной задачей социального работника является участие в программах первичной профилактики зависимости от героина в различных контингентах.

Необходимо отметить, что героиновая наркомания – это проблема в большей части молодого населения нашей страны, она затрагивает даже детей до 14 лет, и в настоящее время этот процесс продолжает активно развиваться. Так, НИИ наркологии МЗ РФ в 1999 году было проведено обследование 3415 подростков – учащихся школ, ПТУ, техникумов, медучилищ, большинство которых было в возрасте 15 лет. «Информированность учащихся о различных наркотиках оказалось очень высокой – более 95% из них знали о марихуане и гашише, кокаине и героине” [2].

Острота наркотической ситуации свидетельствует, прежде всего, о слабости профилактической работы. Нет продуманной инфраструктуры профилактических учреждений, программы их деятельности, координирующего центра, механизма финансирования. Отсутствуют официально утверждённые и рекомендуемые, а тем более – дифференцируемые по демографическим признакам программы профилактики злоупотребления наркотиками. Даже самая банальная литература о наркотиках, столь необходимая как для специалистов по социальной работе, так и для самих наркозависимых, остродефицитна.

В «Концепции государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации», принятой в 1993 году, указывается, что профилактическое направление должно стать одним из приоритетных в политике государства по контролю за наркотическими средствами. При этом следовало отдавать предпочтение методам косвенного и опосредованного воздействия на потенциальных потребителей наркотиков, добиваться постепенного изменения социально-культурных стереотипов. Было признано необходимым как на федеральном, так и региональном уровнях последовательно осуществлять мероприятия по административному и финансовому содействию профилактической работы с населением. Однако «Концепция» так и не была реализована. Ныне реализуемая Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту» главным образом рассчитана на мероприятия запретительно-ограничительного характера, находящиеся в компетенции правоохранительных органов. Меры воспитательно-образовательные, социально-психологические, информационно-просветительские, медико-психологические и лечебно-реабилитационные не нашли в программе адекватного своей значимости места. В апреле 1998 года вступил в действие Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах». Однако посвящён он в основном контролю за производством и оборотом наркотиков и психотропных препаратов. Вопросы профилактики злоупотребления наркотиками, социальной и медицинской помощи потребителям наркотиков затронуты в нём недостаточно.

Всё это заметно усложняет профилактическую работу с населением и увеличивает количество людей страдающих зависимостью от психоактивных веществ.

Если говорить об организации системы профилактики, всё многообразие факторов, являющихся объектом вмешательства, можно объединить в 2 группы: «предложение» и «спрос». Эффекта кратковременного снижения уровня злоупотребления наркотиками и смягчения наркотической ситуации можно добиться, воздействуя как на группу факторов, относящихся к «предложению», так и на группу факторов «спрос». Однако взаимоотношения «предложения» и «спроса» диалектичны: не только «спрос» создаёт «предложение», но и «предложение» формирует «спрос». Подавление «предложения» героина при высоком уровне «спроса» приводит к поиску альтернативных наркотиков и всплеску их потребления. С другой стороны, снижение «спроса» на наркотик при свободном «предложении» активизирует поиск и реализацию более привлекательных по каким-либо параметрам новых наркотиков или новых путей введения старых. Поэтому только одновременное воздействие на «предложение» (его ограничение) и на «спрос» (его снижение) способно привести к выраженному и стойкому профилактическому эффекту.

Всемирная Организация Здравоохранения к первичной профилактике наркомании относит изменение тех социальных условий, которые приводят к развитию болезни. Для того, чтобы сохранить контроль над ситуацией, необходимо изучить условия и влияние на распространенность злоупотребления наркотиками тех или иных групп факторов, затем определить какие государственные и общественные органы могут на эти факторы воздействовать. Например, к группе факторов законодательного ведения относятся: доступность наркотиков, их продажа в общественных местах (то есть «предложение»), поэтому на эту группу будет воздействовать законодательные и правоохранительные органы. С учётом этого в программе профилактической деятельности специалиста по социальной работе следовало бы сделать акцент на мерах, формирующих «спрос» на наркотики, а именно, на психологических, воспитательных и информационно-образовательных мероприятиях. Спрос уменьшается, если общество меняет своё отношение к данному явлению. Нужны массовые антинаркотические кампании, санитарное просвещение, разъяснительная работа в группах риска. Молодёжь необходимо учить, где можно с пользой приложить свои силы, как проводить свободное время, получать удовольствие от жизни без наркотиков и противостоять влиянию тех, кто толкает на их потребление.

При этом важно определиться с концептуальными основами подобной пропагандистской и просветительско-воспитательной деятельности. В этой области существует несколько концептуальных моделей. Например, модель морализирования основана на утверждении греховности и безнравственности одурманивания, противоречащего религиозным постулатам. Модель запугивания всячески эксплуатирует идею опасности потребления наркотиков. В рамках познавательной или фактически информационной модели потенциальному потребителю предлагается взвешенная, объективная и надёжная информация относительно действия психоактивных веществ и риска, с которым связано их потребление, но отсутствует развитие поведенческих навыков и привычек.

Активно используются также аффективно-просветительская модель и модель укрепления здоровья. В них помимо знаний формируются убеждения, оценки, эмоциональные отношения к потреблению и трезвости, с потенциальными потребителями проводится работа по формированию у них чувства самоуважения, системы личностных ценностей, в которых нет места наркотикам. Модель укрепления здоровья поощряет развитие альтернативных привычек (спорт, активный досуг, здоровый образ жизни, режим труда, питания), которые могут стать барьером, препятствующим поведению, наносящему вред собственному здоровью человека и обществу. В поведенческих моделях много внимания уделяется выработке с помощью социального тренинга навыков принятия решений, совладания с трудными ситуациями, с тревогой, навыков решения проблем общения и проблемы отказа от потребления наркотиков, несмотря на давление своего окружения. В её основе лежат наблюдения, что здоровые люди обладают ресурсами, помогающими им справиться с нагрузкой, повышенными требованиями среды, стрессами и конфликтами без применения психоактивных веществ. Поэтому профилактическая работа должна состоять в развитии веры человека в свои силы, в поддержке положительной самооценки, в формировании коммуникативных навыков, в преодолении изоляции или непонимания индивида ближайшим окружением, в обучении гибкости и терпимости в конфликтных ситуациях и формировании навыков выхода из стресса и конструктивного решения проблем, в развитии сферы чувств и поддержке процессов самоопределения и самореализации.

Каждая из этих моделей имеет свои преимущества и недостатки, которые выявляются в зависимости от условий применения и характера проблем, которые они призваны решать. Все они важны и эффективны, если применяются адекватно и в комплексе. Опыт показывает, что одно традиционное санитарно-гигиеническое просвещение по проблемам, связанным с употреблением наркотиков и других психоактивных средств, не достигает поставленных профилактических целей. «Необходимо наряду с распространением знаний учитывать эмоциональный аспект и поведенческие навыки, не только просвещать, но формировать установки и изменять поведение, не только изменять поведение, но и формировать новую среду обитания и окружения»[2]. Такой комплексный подход оказывается более результативным, хотя и требует гораздо более серьёзной организационной проработки и финансово-кадрового обеспечения.

Суммируя всё вышеизложенное, можно отметить, что современная профилактика употребления героина, которую обязан проводить специалист по социальной работе, преследует следующие цели:

- убедить человека отказаться даже от единичной пробы наркотика и нейтрализовать факторы, способствующие его обращению к психоактивным веществам;
- оказывать консультативную и иную медицинскую помощь лицам, злоупотребляющим психоактивными веществами.
- расширять помощь героинозависимым людям в разрешении проблем их жизненной ситуации (предоставление материальной помощи, приюта, содействие в трудоустройстве, посредничество при аренде жилья, консультирование по погашению долгов, помощь в восстановлении потерянных документов, представительство интересов больного в суде и других учреждениях и т. д.).

Что касается актуальных задач совершенствования профилактики злоупотребления героина, то главным остаётся информационно-образовательное насыщение различных групп населения по вопросам, связанным с данным видом наркомании. В обществе существует огромная потребность в информации о героине, о последствиях злоупотреблением им, об его вреде для здоровья, о симптомах интоксикации и зависимости, о правовых последствиях его злоупотребления. Отсутствие необходимых сведений и разъяснений создаёт в общественном сознании атмосферу страха и не объективизированной угрозы. По мнению известного нарколога В.В.Пелипаса «это, с одной стороны, ведёт к психической травматизации здоровых людей, а с другой – к дополнительной стигматизации и изоляции потребителей героина как маргинальной и полукриминальной группы, что затрудняет работу с ними и ухудшает перспективу их реинтеграции в общество»[2 ]. Довольно спорное утверждение, так как героиновые наркоманы, по нашему мнению, являются чётко выраженной антисоциальной группой, и поэтому их лечение и социальная реабилитация должны проводиться в учреждениях закрытого типа (будь то наркологическая клиника или реабилитационный центр). Очень важно насытить рынок печатной и аудиовидеопродукции научно выдержанными и художественно привлекательными антигероиновыми материалами (плакаты, буклеты, тематические беседы в диалоговом режиме, видеоклипы, листки диагностики и самодиагностики). Нужны информационно – досуговые центры для молодёжи, центры профессиональной ориентации и центры социальной помощи и реабилитации, ведущие целенаправленную, продуманную антинаркотическую политику. Необходимы информационные службы, телефоны доверия и правовой помощи для подростков, где они могли бы получать социально полезную информацию, поддержку и защиту.

В целях информирования и развития компетентности у людей, специалистам по социальной работе необходимо наладить тесное взаимодействие со средствами массовой информации, особенно обращёнными к молодёжи, в целях пресечения появления в них явной и скрытой пропаганды злоупотребления героином и для привлечения их к проведению активной антинаркотической агитации среди молодёжи. Средства массовой информации являются не только мощным каналом информирования населения, но и выполняют важную функцию по формированию общественного мнения. Нужно создавать у людей с помощью средств массовой информации реалистическую картину возникновения болезненных пристрастий, формировать реальные представления о больных героиновой наркоманией, важно описывать различные ситуации обращения к героину, в пропагандистских целях следует обращать внимание также на неосознаваемые страхи, неконтролируемые опасения, потребности и проблемы, часто стоящие за обращением к психоактивным веществам. Средства массовой информации должны инициировать дискуссию вокруг этой проблемы, держать постоянно данную тему в поле общественного сознания, чтобы способствовать формированию адекватного общественного мнения в отношении распространения и злоупотребления героина.

Активизация семьи в профилактике героиновой наркомании достигается не только информированием или устрашением, но и организационными мерами. По многим причинам не складываются контакты родителей и подростков с организациями и госучреждениями по профилактике наркотизации. Важно создать широкую низкопороговую контактную сеть консультативных пунктов, обеспечивающих потребности семьи в диагностике, психологической поддержке, посредничестве по вопросам злоупотребления психоактивными веществами.

Ещё одним важным направлением деятельности специалиста по социальной работе в области профилактики злоупотребления психоактивными веществами является обеспечение научным сопровождением профилактическую работу на всех этапах – от её замысла до изучения обратной связи мероприятия и долгосрочных эффектов. С этой целью в практику профилактической деятельности могут быть внедрены уже созданные инструменты для социологических исследований и эпидемиологического мониторинга наркологической ситуации. Разработанные базовые принципы построения целевых профилактических программ на основе сочетания информационных, образовательных и поведенческих технологий проходят апробацию и заслуживают широкого применения как передовой научно-обоснованный опыт.

Библиография

1. Пелипас В.В., Рыбакова Л.Н., Мирошниченко Л.Д. Социальные, правовые и организационные аспекты профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних: Пособие для врачей психиатров - наркологов. - М.: Изд-во НИИ Наркологии, 1999.
2. Профилактика потребления токсических и наркотических веществ несовершеннолетними в учреждениях образования: Пособие для педагогов средних учебных заведений – М: Изд-во НИИ Наркологии, 1998.

Публикации по теме:
· Героин
· Влияние героина на психику человека
· Эффекты героина
· Физическое действие героина
· Как наркоманы употребляют героин?


ВНИМАНИЕ!!! Вся информация предоставляется исключительно с образовательной целью.
Наркотики вызывают зависимость, вредят здоровью и угрожают жизни!

 © 2007-2017 Наркотики.SU
 ссылки статьи контакты реклама

Энциклопедия наркотиков
все о наркотиках и лечении наркомании

Rambler's Top100